Неожиданные покупку и перечисления клиентов будут анализироваться банками и рассматриваться как повод для блокировки.
Центробанк и Министерство финансов намерены добиваться внесения в закон поправок, которые бы позволили блокировать карту или на два дня останавливать транзакцию, если есть подозрение, что клиент не согласен с операцией. Причем такие меры могут быть приняты даже в том случае, если был введен верный пин-код и поставлена реальная электронная подпись. Но если возникнут сомнения, клиенту направят запрос на согласие с операцией, пишет издание «КоммерсантЪ». Только на основании этого ответа будет производиться операция.
На данный момент Банк России готовит уточняющие детали по данной инициативе: что считать подозрительным, как поступать в разных ситуациях и т. д.
Однако у этого законопроекта уже есть противники. Начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев полагает, что поправки обяжут клиента быть постоянно на связи с банком, а это не слишком удобно.
- Если же клиент не сможет получать постоянно информацию от банка, то в случае несанкционированной транзакции и последующих споров с банком есть шанс, что суд увидит в действиях клиента вину, - полагает юрист Руслан Кобелев.
Критерии подозрительности в данном случае весьма размытые, но председатель правления НП НПС Алма Обаева, принимавшая участие в разработке рекомендаций, смогла привести пример.
- Например, клиент оплачивает покупки в России, и вдруг неожиданно — несколько платежей в Зимбабве, — пояснила она.— Или, например, неожиданная покупка домохозяйкой оружия или химикатов. Тогда как до этого все покупки были только в гипермаркетах.
Ранее сообщалось о поправках к закону, которые бы позволили списывать деньги с телефона в счет погашения долга.