Ростехнадзор в течение года провел 127 проверок, выявив 914 нарушений и оштрафовав руководство на четыре миллиона рублей.
В деле о ЧП на шахте «Листвяжная» в городе Белово (Кемеровская область), в результате которого погиб 51 человек, появились первые задержанные. По данным СК РФ, ими стали 47-летний директор шахты Сергей Махраков, 59-летний первый замдиректора и 36-летний начальник участка. По информации «Известий», речь идет о первом замдиректора Андрее Молоствове. Имя начальника участка — Сергей Герасименок. Следователи возбудили дело по статье о нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.
«В ходе первоначальных следственных действий установлено, что задержанные допустили нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. В результате произошло газодинамическое явление. Началось задымление вентиляционного штрека участка № 4, в результате чего находившиеся в выработке рабочие задохнулись», — приводит NGS24.ru сообщение ведомства.
Помимо этого следственные органы возбудили дело и в отношении двух сотрудников сибирского отделения Ростехнадзора. Как пояснили в пресс-службе прокуратуры Кемеровской области, их обвиняют в халатности.
«Установлено, что главные государственные инспекторы Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора ненадлежащим образом исполнили обязанности по контролю и надзору за соблюдением требований промышленной безопасности на шахте «Листвяжной», в результате в очистном забое лавы произошло динамическое явление, повлекшее многочисленные человеческие жертвы», — говорится в сообщении областной прокуратуры.
Как заявил ТАСС замгенпрокурора России Дмитрий Демешин, предварительная причина трагедии - «метановый взрыв, обусловленный тем, что была какая-то искра, которая повлекла за собой взрыв и динамический удар».
Официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль попытался в своем Телеграм-канале прояснить ситуацию. Так, Виль отметил, что шахты находятся в режиме постоянного надзора, так как являются объектами первого класса опасности. В случае нарушений работа шахты приостанавливается, на руководство налагаются штрафы.
«На практике, Ростехнадзор обычно запрашивает максимальную санкцию, но окончательное решение выносит суд. Если нарушения не устраняются, санкции ужесточаются. Не исправить зафиксированное нарушение сложно», - пишет официальный представитель ведомства.
Он обращает внимание на то, что в 2021 году на «Листвяжной» было проведено 127 проверок, которые выявили 914 нарушений, девять раз применялась приостановка. На предприятие налагались штрафы общей стоимость в 4 миллиона рублей. Но Виль считает, что с выводами по ЧП, произошедшем 25 ноября, не стоит торопиться, так как работает комиссия по техническому расследованию аварии Ростехнадзора.
Издание News.ru называет шахту «Листвяжная» лидером по жертвам за последние десять лет. Источники издания озвучивают свои версии, почему у шахты такая «слава». Да и на других шахтах Кузбасса не все благополучно. Так, они уверены, что Кемеровская область погрязла в теневых связях чиновников и представителей угольного бизнеса. Схема реагирования на ЧП здесь четко отработана, потому горняки продолжают выходить на работу, игнорирую опасность. О нарушениях условий труда и техники безопасности ради добычи угля говорилось и не раз во время расследования и работы различных комиссий после каждой трагедии на шахтах. Но ситуация не меняется. А директор «Листвяжной» и вовсе на хорошем счету. Он даже выиграл областной конкурс «Кузбасс — угольное «сердце» России» в номинации «Директор шахты – 2021» как лучший менеджер.
Прочно-порочную связь чиновников с угольными бизнесменами подтверждала и вынужденная бежать из России бывший главный редактор «Новостей Киселёвска» (Кемеровская область) Наталья Зубкова. Журналист после нападения и угроз, поступающих после статей на данную тему, просто испугалась за свою жизнь.
Она заявила изданию, что такие аварии, как на «Листвяжной», уже в порядке вещей, поскольку «сращение угольного бизнеса и власти настолько плотное и тесное, что никакие надзорные органы не выполняют свои функции». Превышение по метанолу и жалобы шахтеров на запах не берутся в расчет, потому что бизнесменам нужны деньги.
«Им нужны доллары, евро, и им глубоко сиренево, что, по сути, шахтёры на их предприятиях идут на работу как скот на убой», — отметила Зубкова.
Отметим, что «Листвяжная» находится в собственности у компании «СДС-Уголь» — одной из крупнейших по объёмам добычи организаций этого профиля. По информации Readovka, компания пользуется благосклонностью местных властей, потому что инвестирует в экономику региона. Нынешний гендиректор «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев вот уже три года как внештатный советник действующего губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва.
Источники издания называют цену за уголь слишком дорогой. А Зубкова вообще считает шахтеров камикадзе из-за тяжелейших условий труда. «У заживо закопанного в гробу больше места», а владельцы экономят на всем вместо того, чтобы модернизировать системы шахт, отмечает она. Но толкать людей на опасную работу выгодно. Обычно родным погибших выплачивают 3 млн рублей. Руководству дешевле выплатить эти деньги, даже если число пострадавших доходит до 40, чем вкладываться в безопасность. Дешевле даже, чем остановка шахты на сутки для выветривания метана, констатирует Зубкова.
Жены шахтеров, да и сами горнорабочие, говорят о том же. Родные рабочих рассказали Рен ТВ, что 23 ноября в шахте было шесть процентов метана, а 24 - уже семь.
«Их заставили идти [в шахту]. Всех расстреливать!» - кричит одна из женщин.
Жена погибшего шахтера Бориса Пиялкина даже вспомнила, что за 10 дней до ЧП, случился пожар, который сами шахтеры и потушили.
«Пятнадцатого они не стушевались и сами, своими силами тушили в шахте пожар. Прошло буквально несколько дней, и теперь мужа моего нет. И все это знали. Роспотребнадзор все проверял. И что они там проверяли? Этот метан давно там зашкаливал. Мой муж звеньевым ходил, на груди был датчик. Он говорит, что »датчик пищит, я его водой намочу, чтобы он не пищал. И дальше работали. Вот в каких условиях они работали", - рассказала РИА Новости вдова.
О систематических нарушениях техники безопасности на «Листвяжной» говорил и бывший сотрудник шахты Денис Тимохин. «Я почти все время ходил на доставку инструментов и запчастей в лаву. Там уже как-то было превышение метана, и дизелисты отказались ехать. Директор распорядился, чтобы доставщики ехали. Ну, мы и да, выбора не было, не хочешь работать — увольняйся. А у всех кредиты, ипотеки, вот и оставались там», - рассказал Тайга. инфо Тимохин.
Во время работы Денис получил травму ноги, так начальник охраны труда Роман Кочуев потребовал от него, чтобы оформил ее как бытовую, а не производственную, пообещал хорошо заплатить. Рабочий отказался. Оформили травму как производственную и...был уволен. Точнее, вынудили уволиться, потому что направили работать уборщиком, а зарплата там мизерная.
«Однажды на шахте мне нужно было открыть ляды (подвижное вентиляционное устройство в виде дверей для отделения воздушных струй друг от друга или управления ими; перекрывает доступ воздуха в вертикальные и наклонные выработки или каналы вентиляторных установок). По технике безопасности этим должны заниматься два человека, но меня отправили одного. Открыл одну створку, вторую начал, и меня под эти ляды струей закинуло. Хорошо, что ничего не сломал, дизелист вовремя подоспел. Пришел в лаву, начальник говорит: «Уезжай на гора». А у меня все болит, и руки, и ноги, я идти не могу. Он отвечает: «Постарайся выйти, тебя сопроводят». Этот начальник Сергей Герасименок — хороший, а сейчас его «закрыли». Но не его вина, что шахта загорелась. Всё зависит от «СДС-уголь». Они же дают приказы и ставят план на месяц. Больше дадите, и зарплата будет хорошая. Не дадите — маленькая. Так люди и работали. Все ждали, что этот взрыв произойдет, но никто не знал, когда», - откровенничает Денис Тимохин.
Сегодня в Кемеровской области спущены флаги России, Кузбасса и муниципальных образований региона в связи с трехдневным трауром по погибшим, отменены развлекательные мероприятия. Во всех храмах Кемеровской епархии проходят панихиды по погибшим и молебны о выздоровлении пострадавших.
Губернатор Сергей Цивилев заявил, что на время, пока шахтеры «Листвяжной» не смогут вернуться к работе, им будут выплачивать полные зарплаты. Также обещана финансовая поддержка горноспасателям и их семьям. Шахтеров, которые сразу после взрыва на шахте «Листвяжная» побежали спасать товарищей, представят к награде, пишет NGS42.ru
«Сейчас мы собираем фамилии этих ребят-героев и тоже будем представлять их к наградам. Потому что самое ценное — действия в первые минуты после трагедии, тогда можно спасти максимальное количество людей с минимальными потерями для здоровья», — процитировала пресс-служба администрации Кузбасса слова главы региона.
Ранее к награде были представлены спасатели МЧС, погибшие при исполнении служебных обязанностей.
Напомним, взрыв на угольной шахте «Листвяжная» в городе Белово Кемеровской области прогремел рано утром 25 ноября. В шахте на момент аварии находились 285 горнорабочих, из них 239 удалось эвакуироваться.