Политологи рассказали о первых выборах в условиях специальной военной операции
В России завершилось голосование на более чем 4,7 тысячах избирательных кампаний разного уровня. В их числе прямые выборы 14 губернаторов, а также депутатов шести региональных законодательных собраний. В семи регионах в дополнение к традиционному голосованию проходило дистанционное. Однако окончательные итоги выборов ЦИК рекомендует подвести к 14 сентября. О том, как в условиях специальной военной операции прошли выборы – «Блокноту» рассказали эксперты.
Политолог Николай Евдокимов:
– Выборы в России после 2018 года с каждым годом носят всё более ритуальный характер. В этом году основной спектр общественного внимания, даже в тех субъектах, где проходят выборы глав регионов, сконцентрирован на проведении СВО. Избирательная кампания точно не стала той площадкой, которая могла бы быть использована для того, чтобы обсуждать возможные альтернативные варианты будущего развития нашей страны или хотя бы регионов, где проходят выборы. Фактически почти везде, кроме, пожалуй, Свердловской области, выборы прошли в имитационном режиме, на, что и делалась ставка федеральным центром, который отчетливо давал понять последние полгода, что СВО и всё что с ней прямо или косвенно связано, не являются предметом общественного обсуждения и политических дискуссий. А другую повестку партии в этих условиях предложить просто не смогли. Более всего, конечно, пострадали партии парламентской оппозиции, которые оказались лишены какой бы то ни было внятной политической повестки.
Таким образом, особенности три: отсутствие внятной партийной повестки, выделяющаяся на общем фоне кампания в Свердловской области (но и здесь кандидат «партии власти» победил без особых проблем) и фактическое неучастие партии «Яблоко» в выборах в этом году, что, очевидно, связано с ее политической позицией по вопросу об СВО.
Политолог, член РАПК Алина Жестовская:
– Выборы в офлайне оказались предсказуемо скучны и чинны. К чему, собственно, принимающие организационные решения лица и стремились. Нарушать на участках впредь бессмысленно. Никто этим теперь преднамеренно и не занимается.
Три дня с рекордами по нижним границам очной явки и с фантастическим электронным голосованием, которое просто так глазами не проверишь, наблюдателями не проконтролируешь. Мы стремительно переносимся в магический мир, где правит чистейшая мобилизация. Причем еще и трансформирующаяся в онлайн-инструмент.
А последними, кто кровно заинтересован в чистоте голосований, борьбе и состязательности, легитимность, остаются политтехнологи. Но не все еще члены профессионального цеха консультантов осознали суть происходящего. Отсюда и равнодушное спокойствие.
Политолог Арсен Шаяхметов:
– Прошедший Единый день голосования предсказуемо не принес сюрпризов – все действующие политики либо кандидаты от власти одерживают победы с внушительным результатом. Итоговые цифры окончательно зафиксируют, что электоральная процедура стала максимально управляемой, а выборы превратились в плебисцит. При этом явка, несмотря на многодневное голосование, ниже прежних лет. Это свидетельствует о том, что люди не питают иллюзий по поводу влиятельности своего голоса на конечный результат, а основное ядро голосующих наверняка представляли бюджетники и пенсионеры – оттого такой высокий результат у провластных кандидатов.
При этом бывший президент РФ Дмитрий Медведев напрямую связывает электоральные успехи с поддержкой СВО. На мой взгляд, синхронизировать муниципальный и региональный электоральный уровень с внешнеполитическим направлением, особенно с учетом низкой явки, некорректно. Сегодня можно скорее возлагать надежды, что бесконфликтный ЕДГ этого года послужит фактором сохранения выборов в стране даже в таком усеченном варианте.
Как сообщал «Блокнот», ранее предварительные итоги подвел генеральный директор Центра стратегического проектирования Виктор Потуремский. По словам социолога, выборы прошли спокойно, и нарушений замечено не было. Исключением стали хакерские атаки на сайте ДЭГ.
По его мнению, интерес к выборам есть, есть конкуренция. «Нет громких скандалов, нет использования серых технологий. Если говорить по программам, то специфика кампании 2022 года – это большая ответственность политических игроков. Мы не видели откровенного популизма, мы не видели попыток построить манипулятивным образом кампанию. Программы действительно были более содержательными и более ответственными перед избирателями. Прежде всего, за счет того, что у нас ушла и дискредитировала себя несистемная оппозиция, а остались системные игроки и самовыдвиженцы, поэтому градус использования «неправедных» способов снизился», - рассказал специалист.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в России и мире, подписывайтесь на наш канал в Telegram.