Политолог Олег Иванов рассказал, как будут развиваться события в соседнем государстве, переживающем революцию.
Глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов поделился своим мнением относительно будущего Казахстана на фоне протестов в стране. Он попытался объяснить истинные причины происходящего, и назвал тех, кому могут быть выгодны беспорядки.
Уверен, ситуация в Казахстане находится под пристальным наблюдением Москвы, потому что Казахстан – наш самый близкий и последовательный союзник после Белоруссии, и серьезные политические волнения там напрямую затрагивают и интересы Российской Федерации.
Отмечу в первую очередь, что между властью и обществом всегда существует длящийся латентный конфликт, однако большую часть времени он неактивен – мы называем его протоконфликтом. Он является важной характеристикой взаимоотношений государства и гражданского общества, это объективная реальность. Время от времени случающиеся инциденты выводят протоконфликт на уровень реального социального конфликта, однако сила противостояния обусловлена именно сложностью текущей конфликтной ситуации, которая в случае Казахстана действительно достаточно серьезна.
Безусловно, рост цен на газ не был причиной социального конфликта. Он стал лишь поводом, катализатором конфликта, в специальной терминологии – инцидентом. Для возникновения любого конфликта необходимы две основные составляющие: конфликтная ситуация и инцидент. Повышение цены на газ и стало таким инцидентом, но без сложившейся конфликтной ситуации уличные протесты не возникли бы, поэтому причины следует искать намного глубже. В Казахстане накопились противоречия как социально-экономического свойства, так и политического характера. Для России это очень важный сигнал, потому что политические режимы наших государств во многом схожи. С этой точки зрения важно проанализировать, чтобы такие противоречия, которые, безусловно, есть и в нашей стране, не переросли в социальный конфликт, аналогичный казахстанскому.
Помимо этого, России важно не потерять Казахстан, как это случилось с Украиной восемь лет назад. Однако шансы на такой исход, на мой взгляд, минимальны. Дело в том, что на Украине в свое время общество разделилось на две примерно равные группы – прозападную и пророссийскую. Гигантское финансовое вливание из-за рубежа и существенно большая активность «западников» и привели к государственному перевороту. Казахстан же, скорее, идет по киргизскому сценарию: здесь нет серьезных прозападных политических сил, а политические конфликты носят внутриэлитный характер. Таким образом, полагаю, что вне зависимости от исхода политического противостояния в Казахстане, он останется в сфере влияния России, потому что для этого существуют объективные предпосылки. Здесь можно провести аналогию с Арменией, которая и после «бархатной революции» осталась пророссийским государством, несмотря на различные прозападные высказывания отдельных ее должностных лиц.
Полагаю, что Токаев сможет удержать ситуацию под контролем. У протестующих нет единого руководства, ярко выраженных лидеров, внятной политической программы. Вместе с тем, действующему президенту, возможно, придется пойти на определенные компромиссы с оппозицией. Но такие компромиссы должны решать проблему, а не пускать людям пыль в глаза. В частности, решение властей снизить цену на газ после начала протестов было явно ошибочным: во-первых, оно устранило лишь повод, а не причины конфликты, о чем я уже говорил; а во-вторых, оппозиция увидела в этой ненужной уступке слабость властей, что только подстегнуло протесты.
Для урегулирования социального конфликта в Казахстане власти должны принимать более серьезные решения. В частности, правительство сегодня было отправлено в отставку – полагаю, в новом составе мы увидим также представителей оппозиции. Ярко выраженных лидеров у нее сейчас нет, но думаю, что их сформирует «улица».
Кроме того, в ближайшее время возможен экстренный выезд из страны Назарбаева с семьей и ближайшими соратниками в Москву. Этот шаг определенно должен успокоить ситуацию, потому что протесты направлены, в первую очередь, против него и его клана.
Следует также отметить, что с этой точки зрения протесты выгодны Токаеву, для которого возможный отъезд Назарбаева – хорошая возможность зачистить экономическое и политическое пространство от представителей клана Назарбаева, выйти из их сферы влияния.
Таким образом, если Токаев сделает правильные и выверенные шаги, то сможет извлечь максимальную выгоду из этой ситуации и усилить свое политическое влияние.
Что касается исхода конфликта, то перспектив безоговорочной «победы» какой-либо одной стороны я здесь не вижу. Если верх одержит «улица», то итоги могут быть самыми непредсказуемыми, а если «победят» власти, действуя жестко, силовыми методами, то это не только не устранит конфликтную ситуацию, но лишь усугубит ее.
Поэтому обеим сторонам нужно садиться за стол переговоров, искать компромиссы, а Москва может и должна выступить в этой ситуации в роли медиатора. Кроме того, как я уже отметил, нур-султанский кейс наглядно демонстрирует российским властям, что далеко не всегда закручивание гаек может быть эффективным, если не рассчитать силу, то можно перетянуть гайку и сломать резьбу, что мы неоднократно могли наблюдать на различных исторических примерах. Власти должны понимать, что накопившиеся противоречия в отношениях с обществом нужно регулярно снимать различными способами, потому что если пар своевременно не выпускать, то паровой котел рано или поздно взорвется.
Текст Пётра Кузнецова