Более того, он единственный из кандидатов в президенты ушел от ответа на вопрос о том, признает ли выборы, если победит не сам Ардзинба.
На большой пресс-конференции кандидатов в президенты Абхазии главный оппозиционер Адгур Ардзинба заявил следующее: «Переворачивают и говорят, что вы антироссийский. Так я всегда такой был». Но это было ясно и раньше: он является одним из организаторов ноябрьского майдана в республике, когда была сброшена законно избранная власть. Да и в его программе действий России в Абхазии места не нашлось. Все, что он намерен нам «кинуть»: совместные образовательные проекты.
Заявление Ардзинбы о том, что он всегда придерживался антироссийских взглядов, если, конечно, кого и шокировало, то только не его сторонников. Не затем они устраивали Майдан, чтобы налаживать с нашей страной отношения.
Судя по тому, с кем контактируют и откуда получают указания его ближайшие соратники, Ардзинба ориентирован строго на Турцию, чьи интересы и будет защищать, если придет к власти. Конечно, под соусом «патриотизма». На это уже прямо указывает и его предвыборная программа. Места России в ней не нашлось.
Есть там «создание условий для роста общественного самосознания и формирования национальной гордости за свою страну», «формирование и официальное закрепление национальной идеи абхазского государства», «обеспечение сохранности и условий для дальнейшего развития традиций». Но России – нет.
Зато есть интересный пункт: «приоритет учета национальных интересов Республики Абхазия на международной арене». Какая может быть «международная арена» у республики, которая никем не признана? Логично, что это прозрачный намек на то, как будет вести себя Абхазия по отношению к нашей стране. У нее будет «приоритет учета национальных интересов». Только в какой плане? В получении бесплатной электроэнергии на майнинг? В выплатах зарплат бюджетником за счет нашей казны? Или мы должны будем и дальше нести на себе это бремя, но еще и «делать это с уважением»? Извините, что мало – вот, возьмите еще?! Судя по реакции Ардзинбы на лишение гражданства РФ его ближайших соратников – да:
«Это вызывает особую тревогу. Эти люди — ветераны войны, и один из них даже удостоен звания Героя Абхазии. Если бы не такие люди, как они, история Абхазии могла бы быть совершенно иной».
Спрашивается, а в чем проблема – их разве лишили гражданства Абхазии? Ну, так для России они ничего героического не сделали – только сбросили президента, который хотел подписать с нами инвестиционное соглашение.
Да, еще в программе Ардзинбы, в разделе «Безопасность» есть «обмен опытом и внедрение лучших мировых практик в сфере правоохранительной деятельности». Само по себе, отлично! Но, опять же, какие такие силовые структуры кроме российских он планирует запустить в Абхазию для «обмена опытом»?
Все становится понятно из пункта «Ресурсы для развития». В них нет бюджетных дотаций России. Нет заключения с нами взаимовыгодного инвестиционного соглашения. Зато есть «привлечение качественных инвестиций, в первую очередь с использованием финансового потенциала абхазской диаспоры». А где эта диаспора находится? Речь о Турции и 400 тыс. абхазов, проживающих там. Именно турецкие капиталы планируется привлекать в экономику, которые несколько сложнейших десятилетий держала на своих плечах Россия. А турецкая экспансия будет нам вместо благодарности.
Но на случай, если турки не захотят вкладываться, в программе Ардзинбы есть пункт прямо в духе Дональда Трампа: «защита интересов национальных производителей мерами тарифного регулирования: поэтапное увеличение ввозных пошлин на товары, производимые внутри страны». Это на какие? На российские мандарины что ли?
Было бы смешно, но все гораздо серьезнее. Товарный рынок Абхазии, по сути, только Россия и обеспечивает. Как только вводятся новые тарифы, товары дорожают, и населению требуется повышение доходов. Но как его добиться? За счет роста дотаций из бюджета России! В программе об этом тоже есть: «поэтапный стабильный рост заработной платы бюджетников и пенсионного обеспечения граждан Абхазии». А это как раз те категории, которые находятся на содержании нашей страны.
В итоге, мы заплатим дважды: сначала бизнес - за тарифы, а потом наш бюджет – на компенсацию доходов учителей, врачей, госслужащих и пенсионеров. То есть, план в том, чтобы «доить Россию» в два раза больше. И при этом всеми силами пытаться продаться Турции.
Да, согласно социологии, 91% абхазов положительно относятся к России. Но при этом далеко не все разбираются в хитросплетениях заявлений кандидатов в президенты. Иначе откуда бы Адгур Ардзинба имел потенциальную поддержку 15% избирателей?
Да условно пророссийский Бадра Гунба набирает 32%. Но пока это ни о чем не говорит. Адгур Ардзинба стал единственным из кандидатов в президенты, который ушел от прямого ответа на вопрос журналиста: готов ли он будет признать результаты выборов, если потерпит поражение? Другие кандидаты - Роберт Аршба, Олег Барциц и Бадра Гунба — подчеркнули, что признают любые законные результаты выборов президента Абхазии. Но Адгур увильнул.
Видимо, потому, что его турецкие кураторы уже четко дали понять: поражение они не примут. Скорее всего, на этот случай уже есть запасной план, о котором проговорились некоторые соратники Ардзинбы. Вариантов два: или новый Майдан, или вооруженное восстание.
В этой ситуации руководству России тоже стоит заранее задуматься над тем, как реагировать на подобное. Ведь народ Абхазии, действительно, наш друг. Он уже столетия с нами. И надеется на то, что именно мы защитим его в трудную минуту. Поэтому, не исключено, что во избежание кровопролития, в случае нового восстания оппозиции, (тем более, вооруженного) лучшим для абхазов решением стал бы ввод российский войск и подавление незаконных протестов.