Геолог Валентин Григорьев самые трудные 20 дней своей жизни провел в тылу у фашистов и попробовал самую вкусную еду на свете.
Будущий геолог Валентин Григорьев отправился на Великую Отечественную войну прямо с дипломной практики, которую он проходил в Армении, на месторождении Каджаран. О войне он и его товарищи узнали только на второй день. Несмотря на желание сразу пойти в военкомат, студентов не отпускали до конца практики, до сентября 1941 года. А в октябре, вернувшись в Москву, Валентин Григорьев ушел добровольцем в ряды 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии. Ему довелось оборонять столицу, к которой фашисты подошли вплоть до нынешнего района Химки.
После войны Валентин Михайлович Григорьев вернулся к занятиям геологией, он стал доктором геолого-минералогических наук, профессором кафедры геологии месторождений полезных ископаемых. Во время празднования 71-й годовщины Великой Победы в Государственном геологическом музее им. В. И. Вернадского 95-летний ветеран рассказал «Блокноту» о своем боевом пути и поделился секретом долголетия.
- Валентин Михайлович, что для Вас было самым страшным, самым трудным на войне?
- Я был в разведке, в тылу у немцев, 20 дней, в качестве политрука разведвзвода. Нас было 22 разведчика. И вот здесь, пожалуй, самое трудное - перейти передний край, а затем мы 20 дней бродили по тылам немцев и зафиксировали всю их оборону на трех рубежах укреплений. Самое трудное - выйти из тыла обратно. У нас была рация, и когда нам дали команду на выход, мы пошли через минное поле. У нас были трое раненых, но мы их вынесли. Когда я увидел нашего бойца на переднем крае, он протянул мне краюху ржаного хлеба. А я четыре дня перед этим не ел, так как у нас кончилось продовольствие, и в глазах уже пошли красные круги. И когда я воткнул свои зубы в эту буханку, я почувствовал прекрасный вкус хлеба. Такого хлеба я больше никогда не ел! А эти дни были самыми трудными во всей моей жизни.
- Где Вы встретили Победу?
- Уже в Москве. Потому что в конце 44-го меня как помощника начальника политотдела армии, комсомольского работника направили на политическую учебу в Москву, в Перхушково, на высшие курсы политсостава Красной армии. Я уже был гвардии майором. И тут я, как и все, восхищался Победой на улицах Москвы.
- Чем Вы занимались после войны, как сложилась Ваша жизнь?
- Имея высшее образование, я после мобилизации занимался геологической работой. Набравшись опыта, работал и в Министерстве геологии, и Госплане СССР. Потом перешел на педагогическую работу в Московский геолого-разведочный институт и 39 лет преподавал на кафедре полезных ископаемых.
- Что Вы думаете об отношении к ветеранам в наши дни?
- Отношение очень хорошее. В этом году уже все участники войны получат квартиры, это самое главное, пожалуй. Конечно, это надо было сделать раньше, но по ряду обстоятельств не сумели. А отношение к нам и в медицинских учреждениях, и в народе изумительное! После войны на нас смотрели как на рядовых людей, и это нормально. Главное, чтобы не закружилась голова у ветерана. Мы умели воевать и умели трудиться. И это, пожалуй, главное наше достижение. А на гору мы не стремились взлетать, потому что с горы спускаться труднее, а особенно - если сбросят.
- Что Вы могли бы пожелать нашим читателям?
- Я хотел бы обратиться к молодежи: надо больше учиться и больше трудиться. А старики уже умеют работать.
- Валентин Михайлович, если не секрет, сколько Вам лет?
- Через месяц мне будет 96 лет.
- В чем секрет такого долголетия?
- Не пить, не курить. И главное - много работать.