
Убийство на съемках вестерна «Ржавчина», где Алек Болдуин застрелил оператора и ранил режиссера, вызвало жаркий спор о том, надо ли вообще стрелять в кадре.
«Мое сердце разбито навсегда», — признался актер Алек Болдуин после того, как выстрелом из реквизитного оружия на съемочной площадке вестерна «Ржавчина» убил оператора Галину Хатчинс и ранил в плечо стоявшего за ней режиссера Джоэла Соуза.
Полиция Нью-Мексико проводит расследование инцидента, суд Санта-Фе выдал ордер на обыски любых объектов, связанных со съёмками. Уже удалось установить, что реквизитные пистолеты готовил специалист по оружию, после чего помощник режиссера принес их на съемочную площадку, а Болдуин взял один из пистолетов — будучи, разумеется, абсолютно уверенным в том, что он заряжен холостыми. Помощник режиссера в своих показаниях также утверждает, что понятия не имел о наличии боевого патрона в одном из проверенных специалистом «стволов».
Комментируя трагедию на съемках «Ржавчины», все оружейники, включая работавших раньше с Алеком Болдуином, выражают недоумение по поводу того, как такое вообще могло произойти. Стивен Холл («Ярость», «Игра в имитацию») объясняет: кажый из съемочной группы, будь то оператор, его ассистент, режиссер или кто-то другой, находясь на линии огня — даже если речь о реквизитном револьвере с холостыми патронами, — обязательно принимает меры предосторожности: на лицо надевается специальная маска, на торс — бронежилет, камера отгораживается щитом из плексигласа, а численность людей на площадке при съемке сцен со стрельбой сводится к минимуму.

«Чего я не могу понять в этой истории — так этого того, как были ранены два человека, причем один из них трагически погиб, и все это с одного выстрела», — признался Холл.
Другие киношники, постоянно имеющие дело со стрельбой холостыми в кадре, недоумевают по поводу того, зачем вообще подвергать людей риску и применять настоящее оружие, тогда как техничские средства (причем недорогие) позволяют вполне реалистично добавить эффект выстрела с помощью компьютерной графики. «Больше нет причин заряжать ружья холостыми или чем-то еще на съемочной площадке. Это должно быть полностью объявлено вне закона», — написал у себя в Twitter актер и режиссер Крейг Зобель («Мир Дикого Запада», «Мейр из Исттауна»).

Телеведущий Дэвид Слэк заявил, что «любое оружие — это все равно оружие», а поскольку в холостых патронах используется настоящий порох, они так или иначе являются опасными и могут ранить или убить. «Если вы когда-нибудь окажетесь на съемочной площадке, где с оружием обращаются безалаберно и без должной осторожности, уходите оттуда сразу, бегите. Ни одно шоу, ни один фильм не стоят того, чтобы ради них рисковать жизнью», — считает Слэк.
Алек Болдуин, надо думать, с ним согласен. Репортеры настигли его возле офиса шерифа Санта-Фе — плачущим. Он признался, что «совершенно раздавлен», и зарыдал еще сильнее. Ранее он написал в Twitter, что поддерживает контакт с мужем застреленной женщины-оператора Галины Хатчинс и «предлагает поддержку и помощь ему и его семье». По данным CNN, 63-летнего актера несколько раз допросили, а забрызганную кровью одежду, в которой он снимался, изъяли в качестве улики по делу. Тем не менее, судя по всему, никаких претензий (пока) к Болдуину у следствия нет.
На своем сайте Галина Хатчинс рассказывала, что родилась и выросла на советской военной базе за Полярным кругом «среди оленей и атомных подводных лодок», а потом окончила Киевский государственный университет по специальности «международная журналистика» и активно занималась съемками документальных фильмов в Великобритании. В 2015 году женщина получила кинематографическое образование США и начала весьма успешно делать карьеру оператора. В 2019 году журнал American Cinematographer назвал ее одной из восходящих звезд американской кинематографии.

Такие трагические инциденты, как на съемках «Ржавчины», хоть и крайне редко, но случаются. Тем не менее новость о гибели оператора и ранении режиссера ошеломила всю киноиндустрию. Дело в том, что применение любого оружия на съемочной площадке регламентируется строжайшими правилами безопасности. «В фильме, где я недавно снимался, мне приходилось проходить проверки каждый день при входе на съемочную площадку и при выходе с нее — хотя пистолет-то у меня был вообще пластиковый, — поделился австралийский актер Рис Малдун. — Поэтому то, что случилось с Болдуином, сбивает с толку».
Холостые патроны используются в киноиндустрии для имитации выстрелов боевыми патронами. Причина, по которой стрельба ими выглядит так убедительно, заключается в том, что они по сути дела представляют собой модифицированные боевые патроны.
В обыденной речи мы часто употребляем слово «пуля» для обозначения того, чем заряжают оружие, но на самом деле это патрон — боеприпас в виде гильзы, в которой находятся капсюль-воспламенитель, порох и метаемый снаряд (как раз та самая пуля). В гильзе холостого патрона есть порох, но нет пули.

Реквизиторы на съемках фильмов используют разное оружие — модифицированное под холостые патроны или настоящее, боевое. Считается, что последнее добавляет картинке аутентичности, в том числе за счет звука выстрела, отдачи и дульной вспышки.
Безусловно, стрельба на съемочной площадке — фактор повышенной опасности, как и другие трюки, где используется взрывчатка. Кроме того, пыж с порохом, выпущенный из ствола, может ранить, а с близкого расстояния — смертельно.
В 1993 году забытым в стволе боевым патроном был смертельно ранен Брэндон Ли — 28-летний сын кинозвезды и специалиста по восточным единоборствам Брюса Ли. Он играл главную роль в мистическом триллере «Ворон». По сценарию в него стреляли из револьвера 44-го калибра, который, разумеется, был заряжен холостыми — но по чьему-то недосмотру в стволе осталась заглушка. При холостом выстреле она сыграла роль пули и попала Брэндону в живот. Попытки врачей спасти молодого мужчину оказались безуспешными, и он скончался в больнице.
Визуально выстрел, убивший актера, ничем не отличался от холостого. Когда Ли упал, камеры продолжали работать. И лишь потом, заметив, что он как-то слишком долго не поднимается по окончании съемки сцены, присутствующие на площадке догадались, что случилось страшное.
«Никто и никогда не должен умереть от выстрела на съемочной площадке. И точка», — так родственники Брэндона Ли прокомментировали трагедию на съемках «Ржавчины».

В 1984 году американский актер Джон-Эрик Хексам тоже пал жертвой реквизитного оружия — причем заряженного холостыми патронами. Дело было во время съемок телешоу. На площадке царила незарбериха, «мотор» сильно запаздывал, и Хексам, в шутку изображая смертельную тоску от многочасового ожидания, взял револьвер, крутанул патронник, приставил дуло к виску и нажал курок. В стволе, повторим, были холостые патроны, но сила взрыва оказалась так велика, что актер получил перелом височной кости черепа и травму головного мозга. Через несколько дней он скончался в больнице.
Гибель Хексама показывает, что даже без пули холостые патроны обладают огромной мощностью, и их использование сопряжено со смертельным риском. Некоторые реквизиторы-оружейники, чтобы на экране стрельба выглядела более эффектно, добавляют в них дополнительную дозу пороха. Теоретически каждый «ствол» проверяется специалистом до и после съемки сцен, в которых он «играет», но на практике съемочный процесс зачастую сопровождается хаосом, и во многих ситуациях члены группы полагаются на коллег, не имея времени и возможности что-либо перепроверить.

«На протяжении многих десятилетий в Голливуде стреляют холостыми, эти выстрелы звучат и сверкают в фильмах с Киану Ривзом, Николасом Кейджем, Арнольдом Шварценеггером, Джоном Уэйном, Линдой Гамильтон, Сильвестром Сталлоне и десятками (если не сотнями) других звезд боевиков», — пишет The Time. Но трагедия на съемках «Ржавчины» может стать последней в своем роде: представители киноиндустрии (и актеры, и режиссеры, и продюсеры, и операторы) требуют полностью запретить применение настоящего оружия, заряженного холостыми патронами.