Эксперты в интервью «Блокноту» сообщили о перспективах создания эффективного препарата против коронавируса.
Учёный, вирусолог, адъюнкт-профессор университета Джорджа Вашингтона Константин Чумаков рассказал корреспонденту «Блокнота», почему до сих пор не получается создать лекарство от COVID-19, которое бы радикально изменило ситуацию в борьбе с пандемией. Кроме того, он прокомментировал новости о появлении на российском рынке препарата «Арепливир».
Ещё один собеседник «Блокнота» - Ринат Лукаев. Он работает в красной зоне врачом-реаниматологом.
«В прошлом веке считалось, что лекарств против вирусов не бывает. По сути так оно и было, их не существовало. Но с развитием фармакологии такие лекарства научились находить».
Ученый описал сложный процесс открытия нового лекарства. По его словам, в фармацевтических компаниях работают химики, которые синтезируют разные соединения - буквально всё, что только возможно. Число таких соединений может достигать нескольких миллионов. Их раскладывают в планшеты на 96 или 384 лунок.
«Представьте штабеля таких планшетов, в которых разложены миллионы разных химических соединений», - объясняет Чумаков.
На следующем этапе робот тестирует все эти соединения на активность против вирусов, бактерий, рака и так далее. Таким образом, говорит Чумаков, создаются химические библиотеки.
Содержимое химических библиотек подвергается отбору.
«Обычно оказывается, что работает только один из сотни тысяч вариантов. Тогда его начинают модифицировать и улучшать», – объясняет принцип Чумаков.
Ученый говорит, что это очень дорогой и кропотливый процесс, однако немалое влияние на результат оказывает и удача. Только после этого начинаются доклинические испытания на мышах, крысах, собаках и других животных, за которыми последует несколько этапов клинических исследований.
«Это ужасно долгий и дорогой процесс, поэтому после начала пандемии люди в первую очередь стали проверять, нет ли среди лекарств против других вирусов средства, которое будет также эффективно в борьбе с COVID-19», – комментирует Чумаков.
По его словам, некоторые разработки оказались перспективными, тем не менее прорыва в борьбе против коронавируса пока не случилось.
«Я рассчитывал, что это произойдет раньше. С другой стороны, подобное вовсе не удивляет. Проблема сложнее чем кажется», – резюмирует собеседник «Блокнота».
Тем не менее, 12 ноября 2021 года в России зарегистрировали препарат «Арепливир». По словам компании-разработчика ГК «Промомед», это первый отечественный инъекционный препарат для лечения COVID-19. Он представляет собой инъекционную форму фавипиравира.
«Своей разработкой ГК «Промомед» ответил на острую потребность отечественного здравоохранения в госпитальных средствах терапии COVID-19», – отметили в пресс-службе компании. До конца года «Арепливир» обещали поставить в стационары всех регионов.
Реаниматолог из Самары Ринат Лукаев, работающий в красной зоне, рассказал, что фавипиравир – это противовирусный препарат, применяющийся на ранних стадиях заболевания. Крайне желательно, подчеркнул он, делать это в первые пять дней от его начала.
«На данный момент этот препарат уже применяется в таблецированной форме», – сказал Лукаев в беседе с журналистом "Блокнот-Самара".
Константин Чумаков рассказал о лекарстве чуть больше:
«Оно было разработано в Японии, но не применяется там», – отмечает он. По его словам, патент на препарат истёк, и он перешёл в разряд дженериков. Учёный считает, что «Арепливир» – это дженерик-форма фавипиравира. Дженерик – лекарство-аналог, в котором используется то же самое действующее вещество, в том же количестве и качестве.
«Научные данные об эффективности фавипиравира при лёгких и среднетяжёлых формах заболевания в составе комплексной терапии есть», - заметил Ринат Лукаев.
Однако врач из Самары посоветовал обратить внимание на побочные эффекты лекарства.
«Препарат является токсичным для печени. При его применении необходимо чётко отслеживать биохимические показатели её функции. В случае изменений должна следовать однозначная отмена препарата», – объяснил Лукаев.
Он добавил, что препарат имеет ограничения при назначении. В качестве противопоказаний он назвал тяжёлую почечную и печёночную недостаточность, а также беременность.
Константин Чумаков тоже отметил данные противопоказания и возможные побочные эффекты от них. Он уточнил, что лекарство изначально создавалось для борьбы с гриппом, но не со всеми его вариациями, а конкретно с высокопатогенными штаммами птичьего гриппа.
«Есть данные, что он может быть эффективен против коронавируса, но для этого требуется десятикратная доза, – рассказал учёный, - Вкупе с токсичностью препарата это сомнительный вариант для лечения COVID-19. К тому же лекарство не даёт какого-то драматического эффекта даже в борьбе против гриппа. Максимум пациент выздоровеет на один-два дня раньше».
Именно поэтому «Арепливир» и существует в инъекционной форме, считает Чумаков. В виде таблеток его могут начать принимать бесконтрольно и в слишком больших дозах.
«Это не безобидное лекарство. Если люди начнут принимать его направо и налево, оно принесёт больше вреда, чем пользы. Его необходимо давать пациенту в больницах под контролем лечащего врача», – отметил Чумаков.
По его словам, именно из-за опасности фавипиравира его в своё время не зарегистрировали надзорные органы Европы и США.
Лукаев и Чумаков сходятся во мнении, что «Арепливир» вряд ли станет переломной точкой в борьбе с пандемией COVID-19.
«Этот препарат уже активно применяется и не показал абсолютную эффективность. Да, он будет удобен для введения некоторым категориям больных при лечении короновирусной инфекции, но не более того», – рассказал Лукаев.
По словам Чумакова, сейчас создаются и другие лекарства от COVID-19. Кроме того, некоторые лекарства, созданные для лечения гриппа, показывают некоторую эффективность и при лечении коронавируса. В США и Великобритании первым препаратом, получившим одобрение местных надзорных органов, стал молнупиравир.
Автор текста: Никита Коваль