За пропаганду «свободы от детей» уже можно получить штраф.
Госдума направила в региональные парламенты законопроект о запрете распространение информации и «совершение публичных действий», направленных на «формирование привлекательности отказа от деторождения». Говоря по-простому – на запрет так называемой «идеологии чайлдфри». Федеральный парламент уже получает положительные отзывы на законопроект даже из таких, казалось бы, неожиданных мест как Санкт-Петербург. Сомнений в том, что проект, поддержанный спикером Госдумы Вячеславом Володиным и главой Совфеда Валентиной Матвиенко станет законом. Политик Олег Шеин специально для «Блокнота» разбирает что светит россиянам от этих нововведений.
Что за законопроект
На днях появился законопроект о штрафах за «распространение информации и (или) совершении публичных действий, направленных на формирование привлекательности отказа от деторождения или искаженного представления о социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения, либо навязывание информации об отказе от деторождения, вызывающей интерес к отказу от деторождения».
Законопроект внесли 170 депутатов и сенаторов, включая Вячеслава Володина и Валентину Матвиенко, так что нет никаких причин сомневаться в его принятии.
Под child-free, что в прямом переводе означает «свободу от детей», нейросеть отечественного Яндекса подразумевает «субкультуру и идеологию, характеризующуюся сознательным желанием не иметь детей». Но это нейросеть. Законодатель написал совсем другое.
Читает вместе: «искаженное представление о социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения». Грубо говоря, мысль, что человек может приносить пользу обществу не имея детей, превращается в крамолу. Потому что это «представление о социальной равноценности» такого образа жизни. Ладно детей не было у Ленина, человек призывал к революции, но детей не было у Бетховена, да Винчи, Ньютона и Коперника. Здесь, конечно, можно удариться в семантику, что речь, мол, не про жизнь человека вообще, а про равноценность выбора деторождения, но на вопрос «а почему ты до сих пор не родила» ответить «я и так себя прекрасно чувствую и приношу общественную пользу» уже легко не выйдет.
Вообще что-то объяснять становится чревато. Штраф следует за «навязывание информации об отказе от деторождения, вызывающей интерес к отказу от деторождения». Очень широкое понятие. Ну, то есть, сказали вы в соцсетях, что при такой инфляции денег на детей не напасешься, - и привет. Равно как что у вас уже есть ребенок, и хватит, мол. Равно как что вначале надо закрыть ипотеку или закончить вуз или что вы в разводе и не собираетесь пока искать новых приключений - все это подпадает под думское определение проступка. Мол, вдруг кто-то проникнется вашими доводами, тоже откажется от деторождения и стране придет конец.
Сказанное, к слову, относится и к опросам общественного мнения. Уже были случаи привлечения к ответственности за неправильные ответы про СВО. Вы скажете: «ну так то СВО». Однако штрафы за child-free предлагаются выше, чем за дискредитацию миссии вооруженных сил. Применительно к СВО они составляют от 30 до 50 тысяч рублей, применительно к дискуссиям про деторождение от 50 до 100 тысяч.
Причем сумма от 50 до 100 тысяч относится к случаю, если человек просто где-то что-то произнес. Если же речь идет о «действии, совершенном с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети »Интернет«) и произведенном среди несовершеннолетних», то согласно ст. 6.21 КоАП штраф составит от 200 до 400 тысяч рублей.
Любая публикация в соцсетях - действие среди несовершеннолетних. Любой комментарий, любая реплика, в том числе высказанная много лет назад. Ведь семилетний ребенок может прочитать ее и сегодня. И неважно, что прочитает не ребенок, а взрослый дядя преклонного возраста, всю жизнь писавший докладные на соседей и склонный не бросать дело всей жизни. Была запись - будет штраф вам, моральное удовлетворение осведомителю и продвижение по службе тем, кто его отработает. Все проще чем разбираться в переписке на таджикском кто там симпатизирует террористам, а кто нет.
Как работают штрафы
Я не нагнетаю. Известные случаи штрафов за публикации радуги, сделанные за много лет до признания международного движения ЛГТБ экстремистским. Причем именно радуги, без всяких поцелуев и прочих непотребств. А чуть ранее была целая серия дел за изображение свастик, включая размещение карикатур «Кукрыниксов» или исторических фото. Но в этом случае штрафы были небольшие, пара тысяч рублей. Не 200 тысяч, разница имеется.
Конституционный суд в мае 2024 года подтвердил законность штрафов за «длящиеся правонарушения», то есть за сохранение в соцсетях текстов, которые на момент их публикации были законны, но попали под запрет спустя несколько лет. А Верховный суд в декабре 2023 года вообще отменил срок давности по длящимся правонарушениям.
Поэтому если человек сегодня, например, пишет в чате с одноклассниками, что не ест мясо, а через четыре года в целях поддержки отечественного животноводства вегетарианство признают опасной сектой, то нынешняя запись образует вполне себе преступный состав.
Россия, кстати, станет первой страной в мире со штрафами за разговоры про воздержание от постулата «плодитесь и размножайтесь».
Масштабы бедствия
В пояснительной записке депутаты сообщают, что основы государства потрясают группы child-free в соцсетях, приведя как пример целых три. Одну мне найти не получилось, другая имеет 731 подписчика, а у третьей указано 13000 читателей, но число лайков под публикациями не превышает четырех.
И это - на 145-миллионную страну. Злодеяние настолько масштабно, что почти 200 депутатов и сенаторов отвлеклись от размышлений о судьбах государства и срочно переключились на новую тему. Но разве нет проблем с демографией?
Есть. В пояснительной записке к годичной давности законопроекту Башкортостана о запрете child-free честно говорится, что с пониманием к отказу от детей относится 40% россиян, то есть свыше 40 миллионов взрослых людей. То есть были опросы, где почти каждый второй высказал подобные мысли.
Однако причины указываются не сопряженные с child-free. Осенью 2023 года ВЦИОМ сообщил, что 40% женщин отказываются от рождения детей ввиду сложного материального положения. Еще 39% назвали политическую нестабильность, то есть непонимание, каких новых сногсшибательных решений типа повышения пенсионного возраста и прочее им ожидать от начальства.
Но деньги для тех, кто их распределяет - это скучно. «Нет смысла стимулировать рождаемость деньгами», - сообщила депутат Госдумы Жанна Рябцева. И действительно, зачем населению деньги?
Понятно, что личный шанс нарваться на штраф невелик. Записей в соцсетях миллиарды и искусственный интеллект пока еще далек от того чтобы обеспечить автоматизм в поисках крамолы. Конечно, если вы вдруг перейдете кому-то дорогу, то может и найтись кому покопаться в том, о чем пишете вы и близкие, найдется. Но в общем и целом шансы попасть под раздачу невелики.
Другое дело демографы и социологи. Это те самые люди, которые профессионально разбираются в причинах снижения рождаемости и дают рекомендации властям. И вот они как раз призадумались. Научно-популярный телеграм-канал «Демография упала» пишет: «Теперь станет незаконным популярный жанр публичных демографических обсуждений того, что рождаемость в России низкая и нужно что-то сделать, чтобы она выросла, равно как и любая публицистика и даже научные статьи на эту тему.
Потому что такие обсуждения неизбежно отталкиваются от справедливого постулата: деторождение на всех его этапах создаёт проблемы для семей, от планирования беременности до содержания ребенка и оплаты его образования. А любые слова о том, что деторождение создаёт проблемы теперь будут нарушением закона. Получается очень «эффективное» решение проблемы — просто закрываем глаза и рот, не видим проблему и не говорим про нее. В очередной раз государство ведёт себя как трехлетний ребенок: если я закрою глаза, то стану невидимым».
Между тем именно серьезная профессиональная дискуссия предшествующих лет позволила принять целый пакет системных решений: материнский капитал, горячее питание младшеклассников, выплаты малообеспеченным на детей до 17 лет, льготы многодетным и многое иное. В итоге Россия одна из трех стран Европы наряду с Норвегией и Нидерландами, где рождаемость хотя бы не падает.
Но этих мер, очевидно, недостаточно. Взять, к примеру, маткапитал. Если десять лет назад на него можно было купить 8,7 кв. метров жилья, то теперь только 4,7 кв.м. Поэтому два месяца назад началась серьезная дискуссия о пересмотре правил и доиндексации. Однако долго ли она может продлиться в свете окрика с Охотного ряда: «Разговорчики в строю!»?
Самое интересное: