Будущее Единого госэкзамена в России по-прежнему под вопросом
В России начался дополнительный период сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Он продлится до 24 сентября. Так, пройти экзамены смогут те, кто получил неудовлетворительную оценку в основной период или не смог участвовать по уважительной причине. Ожидается, что ЕГЭ и ОГЭ будут сдавать около 13 тысяч школьников. О том, стоит ли российской системе образования отказываться от ЕГЭ – «Блокноту» рассказал эксперт в сфере образования, кандидат педагогических наук Леонид Эрштейн.
В настоящее время принято очень критиковать единый государственный экзамен – ЕГЭ, стало модно быть против ЕГЭ. Однако стоит задать несколько вопросов.
1. Что такое ЕГЭ? 2. Что плохо в ЕГЭ? 3. Что хорошего в ЕГЭ? 4. Как сделать, чтобы ЕГЭ стал лучше? 5. Надо ли отменять ЕГЭ?
Что такое единый государственный экзамен? Определения давать не буду, ибо то, о чем я буду говорить, не относится к жанру науки. Поэтому используем так называемый структурный подход. Итак, очевидно. Е- единый, Г – государственный, Э- экзамен. Что значит единый?
Единый значит, что он проводится у всех школьников единовременно, по всем основным предметам. Зачем единый? Чтобы дать возможность школьникам поступать в те вузы, которые они хотят, причем сразу в несколько, чего ваш покорный слуга и люди его поколения не знали. Кроме того, единый, означает, что то, что сдается одинаково для всех (едино), иначе говоря «Петровский заборостроительный» по «ловле блох у крыс», не требует иного, чем по той же дисциплине «Сидоровский ложкоглотательный», все едино.
Государственный. Это означает, что экзамен проводится государством. Что вполне естественно, ибо как же иначе обеспечить единство. Но это же означает, что единство обеспечивается в масштабах государства, но не всего мира. То есть государственнно единый.
Экзамен. Это какая-то форма проверки усвоенного опыта, где уровень усвоения оценивается в условных единицах – баллах. В данном случае речь идет об опыте конкретных дисциплин, выраженном в знаниях и умениях (крайне редко навыках, но бывает, например, навык письма или чтения). Существует огромное множество способов проведения экзаменов, равно как и столь же большое число способов их оценки. Целая наука об этом есть.
Что плохо в ЕГЭ? Давайте посмотрим. Единый – это плохо? Вроде бы нет. Чего плохого в том, что все одновременно, одно и тоже, да еще и в несколько вузов. Да, ничего. Государственный – это плохо? Тоже нет. Ну а кто еще должен проводить экзамен? Не частная же лавочка! Конечно, все зависит о того, какое государство, но, в любом случае, какое есть, такое вот и есть. Как говорил известный персонаж «других писателей у меня для вас нет». Так и здесь. Другого государства тут, к горю ли, к радости, не имеется. В любом случае отдавать это в частные руки нельзя. Экзамен. И вот тут начинаются проблемы. В том экзамене, который проводится сейчас плохо очень много.
Время ожидания оценки. Мы сходили с ума, когда ждали результатов сочинения три дня. Здесь – по две и более недели. Так нельзя издеваться над людьми, это безобразие. Это стресс, это ужасно. Так ведь и до инфаркта недалеко.
Форма теста. Тест – это программируемый опрос. Ничего он не показывает, противоречит общей теории систем, плох он. Во всех отношениях плох. Ничего не буду доказывать, просто плох. И тот факт, что тест сдан на абсолютный балл, ничего не о чем не говорит. Тест, правда, не во всех предметах, учителя английского говорили мне, что экзамен по английскому хорош, и все показывает.
Тот факт, что школьники последние два года не учатся, а готовятся к ЕГЭ – это проблема общесоциальная, уверен, что если бы были старые вузовские экзамены, то школьники точно так же учили бы только те предметы, которые собираются сдавать в вуз.
Что хорошего в ЕГЭ? Это просто. Хорошо то, что он единый, что можно поступать в несколько вузов, и что все сдают одно и тоже. Тут все ясно, это дает больше возможностей всем.
Как сделать, чтобы ЕГЭ стал лучше? Устранить то, что плохо. Ускорить время ожидания оценки. Как угодно, вкладывать больше денег, привлекать больше экспертов. Но через 4 дня ребята должны знать результаты. Экзамен должен быть адаптивным. То есть должна быть оптимальная для специфики данного предмета форма. Если оптимальная форма – сочинение, хорошо, пусть пишут сочинение. Если оптимальная форма – устный экзамен по билетам, следует пригласить вузовских преподавателей, пусть принимают устно по билетам. И так далее. Разработать оптимальную форму для каждого предмета и использовать ее.
Задача общесоциальная – поднять престиж рабочих профессий. Но это уже совсем другая история, и в рамках системы образования она не решается. Это проблема формирования социальных и личностных ценностей. В общем, это самое сложное, что есть, здесь нет операциональных решений. Это проблема развития всего общества.
Надо ли отменять ЕГЭ? Кажется из сказанного все ясно. А зачем его отменять? Надо устранить имеющиеся недостатки и продолжать им пользоваться.
Ранее о необходимости отменить Единый государственный экзамен заявлял председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. В качестве аргумента Бастрыкин назвал то, о чем не раз говорили российские родители – «это просто пытка какая-то». Главный следователь страны предложил возродить советскую школу образования, считая ее лучшей.
«Давайте возродим советскую школу образования. Она была лучшей в мире, это все признавали всегда. И на это должны быть направлены наши законодательные предложения. Отменить ЕГЭ — это просто пытка какая-то для молодёжи. Отменить эти все бакалавриаты, специалитеты», – отмечал Бастрыкин.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в России и мире, подписывайтесь на наш канал в Telegram.