Совсем не мелочь. Использование мелкого шрифта затрудняет потребителю нормальное восприятие текста договора об оказании услуг, считает депутат «Справедливой России» Олег Михеев. Он внес проект, запрещающий мелкий шрифт в договорах. Клиент часто уклоняется от изучения положений договора, набранного мелким шрифтом. Экономические агенты пользуются этим. В результате потребитель вынужден обращаться в суд, где дела, как правило, решаются не в его пользу.
Депутат фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев внес проект, запрещающий организациям использовать при оформлении договоров с клиентами мелкий шрифт.
По словам Михеева, многие организации «визуально затрудняют подачу информации через применение мелкого шрифта». В их числе депутат назвал банки, страховые организации, турфирмы, агентства недвижимости, автосалоны, медицинские и образовательные учреждения.
Отметим, что арбитражные судебные инстанции не раз указывали на необходимость составления текста юридического договора с учетом санитарных правил и норм к размеру и читабельности шрифта. Суды же в спорных ситуациях, когда клиенты, защищая свои права, ссылаются на нечитабельный текст, принимают сторону экономических агентов.
Клиент всегда прав
Совсем другие решения по жалобам потребителей на нечитабельность договора выносят суды за границей. Несколько лет назад израильский суд вынес прецедентое решение в пользу клиента страховой компании, который не понял условий договора из-за того, что он был набран мелким шрифтом. Суд решил, что клиент не должен нести ответственность за то, что компания не потрудилась донести до него всех условий договора.
В Евросоюзе эту проблему тоже решили - к договору кредитования в обязательном порядке прилагается документ, где по шаблону расписаны все условия и платежи.
Против лома нет приема
Ранее к проблеме использования мелкого шрифта в договорах привлек внимание общественности клиент банка «Тинькофф Кредитные системы» Дмитрий Агарков из Воронежа.
Агарков заменил текст договора, который банк прислал ему по почте, на свой (как оказалось, банковские работники тоже не читают договоров с мелким шрифтом). В договоре Агарков прописал нулевую ставку по кредиту и материальную ответственность банка за нарушение соглашения.
Когда банк понял, что клиент не собирается выплачивать проценты по кредиту, решил расторгнуть с ним договор и потребовал заплатить надлежащие штрафы. В свою очередь Агарков подал судебный иск против «ТКС», и суд вынужден был признать законность договора. В конце концов, стороны урегулировали конфликт, а банк признал, что ненадлежащим образом объясняет своим клиентам условия обслуживания.
Самое интересное: