После каждого теракт в России невольно происходит всплеск неприязни к мусульманам. В Москве ислам исповедуют 2 миллиона москвичей и 2 миллиона трудовых мигрантов. «Не все исламисты террористы, но все террористы – исламисты», – говорят они. Ситуацию с исламом в России можно определить как сложную, но не критическую. О том, какие сложности сегодня связаны с исламом, его эволюция, распространение, а также безопасность Олимпиады в Сочи - в аналитической статье.
Главная сложность заключается в том, что сегодня, похоже, нет четкой политики в данном вопросе. Государственные деятели говорят о многоконфессиональности, толерантности, но периодически по федеральным каналам показывают эмоциональные репортажи об облавах в молельных домах, говорят о том, что большинство преступлений совершают приезжие – гастарбайтерами, особенно из Средней Азии, являющиеся мусульманами. Безусловно, это не может способствовать толерантному отношению к мигрантам, ни к мусульманам. Соответственно, ожесточает и самих приезжих. Поэтому межэтнические и межрелигиозные трения вспыхивают постоянно. С другой стороны, мусульманам некуда деваться, негде искать защитников своих прав, вот они и обращаются к братьям по вере, посещают молельные дома, которые как грибы после дождя появляются в России. Считается, что через молельные дома распространяет свою идеологию запрещенная организация Хизб-ут-Тахрир. Через своих эмиссаров они ведут «религиозно-просветительскую» работу и занимаются вербовкой населения, занимаются пропагандой в Интернете (через социальные сети и форумы), проводит благотворительные акции, открывает бесплатные курсы изучения арабского языка и Корана. К слову сказать, ислам эволюционизируется. Эволюция заключается в том, что радикалы «слились» в Интернет: появилось много ресурсов, оправдывающих джихад и шахидизм. Так, в частности, в 2010 года в Интернете появился сайт «вилаята Идель-Урал». Его авторы призывали «братьев и сестер в исламе» «сплотиться вокруг Имарата Кавказ и его амира», создавать отряды и бороться за дело ислама. И не забывали про имущество, которое «братья и сестры в исламе» должны жертвовать. К сожалению, молодежь «клюет» на подобные призывы.
Самую большую угрозу стабильности представляет Северный Кавказ и Татарстан. В Чечне ситуацию под контролем держит Рамзан Кадыров. Он борется против салафитского Имарата Кавказа. Благодаря ему в Чечне раздавлен ваххабизм, а ваххабиты превратились в маргиналов. Чего, однако, не скажешь о Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии.
Экспансия Имарата Кавказ
Имарат Кавказа, который берет на себя ответственности фактически за все теракты на Северном Кавказе, постепенно проникает и в другие регионы России. Год назад руководитель центра по противодействию экстремизму УМВД по Ямало-Ненецкому автономному округу Сергей Савин признал существование на территории региона представителей организаций -«Имарат Кавказ» и «Хизб ут-Тахрир». Речь идет о Новом Уренгое, Губкинском и Ноябрьске в ЯНАО, Нижневартовске, Радужном и Березове в ХМАО, Якутске и Мирном в Якутии. В Сибири борьба с радикальными исламистами не представляет особой сложности, поскольку радикальные организации создаются обычно на базе этнических групп. Дагестанцы, чеченцы, ингуши, таджики и др. проживают в основном компактно, закрыто, что делает их заметными.
В последнее время спецслужбы стали отмечать рост организаций в Сочи и Санкт-Петербурге.
Татарстан – реальная опасность
Ситуация в Татарстане считают очень сложной – наблюдается активизация экстремизма. Еще в 2011 году глава Имарата Кавказ Доку Умаров выпустил постановление: кавказские моджахеды должны переселяться в Поволжье, чтобы поднять местных мусульман на джихад. В самой республике используется благоприятное отношение к мусульманам, поэтому здесь никто не следит за тем, что происходит в открывающихся повсюду мечетях, молельных домах. Всю серьезность ситуации можно оценить уже из СМИ. 19 июля 2012 г. в Казани была взорвана машина муфтия Татарстана, главы Духовного управления мусульман республики Илдуса Фаизова, убит его заместитель – Валиулла Якупов. Оба открыто обвинял своего предшественника Гусмана Исхакова в распространении ислама салафитского направления. В вузах республики широко распространяются неформальные объединения студентов-мусульман. По некоторым данным, такие объединения действуют в 14 из 85 вузов.
Безопасность Олимпиады в Сочи
Ей в России уделяют особое внимание, поскольку на это есть серьезные основания. Как бы то ни было, но сегодня делается все для обеспечения безопасности Олимпиады. К вопросу безопасности были подключены все подразделения – военные, ФСБ, пограничники, ФСО. Параллельно велась работа с крупными кавказскими кланами по стабилизации обстановки на Северном Кавказе. Правительство увеличило стоимость государственной программы по развитию Северного Кавказа до 2025 года (почти на 2 трлн. рублей, достигнув 5,5 трлн. рублей). Была создана широкая агентурная сеть в регионе.
Так что, поводов для беспокойства у участников и гостей Олимпиады быть не должно.
Самое интересное: