Бывший президент Польши Лех Валенса считает, что в той ситуации глава государства Лех Качиньский должен был запретить пилотам идти на риск.
Как заявил сегодня, 15 августа, экс-президент Лех Валенса, виновны в катастрофе «борта №1» главы Польши под Смоленском братья Лех и Ярослав Качиньские. Напомним, президент страны Лех Качиньский погиб при крушении этого самолета в апреле 2010 года.
- Это происходит всегда, но особенно при сложной ситуации во время полета - капитан всегда спрашивает о решении президента, - написал Валенса в Facebook. - Там тоже должно было быть наподобие этого. Президент (Лех Качиньский, - прим. ред.) не должен был разрешать взлета этого самолета и никоим образом его посадки. Даже здесь - полная ответственность президента.
Валенса считает, что самую большую ответственность, видимо, из живых, за трагедию под Смоленском «несет Ярослав Качиньский».
- Кто помогал президенту в принятии таких неответственных решений - это надо выяснить, - считает экс-лидер Республики Польша Лех Валенса.
Ярослав Качиньский, в те годы – лидер правящей партии «Право и справедливость», отказался лететь с братом на траурные мероприятия в Катыни из-за болезни их матери. После гибели брата, Качиньский выдвинулся кандидатом в президенты Польши и проиграл во втором туре Брониславу Коморовскому, заняв второе место. В конце 2015-го его партия вновь выиграла парламентские выборы, получив 235 мест в Сейме, однако Ярослав Качиньский от мандата отказался и остался партийным функционером.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в 2011 году обнародовал окончательный отчет, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Как отмечала ранее прокуратура Польши, непосредственной причиной катастрофы стали ошибки в действиях экипажа лайнера.
Ту-154М, на котором правительственная делегация Польши во главе с президентом Лехом Качиньским летела на памятные мероприятия в Катынь, потерпел катастрофу под Смоленском 10 апреля 2010 года. В условиях плохой видимости и отсутствия визуального контакта с землей самолет несколько метров не дотянул до взлетно-посадочной полосы аэродрома Смоленск-Северный, столкнувшись сначала с деревьями, а затем и с землей. Погибли все 96 человек, находившихся на борту.
В июне окружной суд Варшавы признал, что говорить о наличии каких-либо взрывчатых веществ на борту президентского самолета нет оснований. Тогда же одного из генералов Бюро охраны правительства (BOR) Польши приговорили к условному сроку за халатность.
Поляки не удовлетворены итогами расследования МАК и до сих пор используют катастрофу Ту-154 под Смоленском как орудие межпартийной и внешнеполитической борьбы. Так, глава Минобороны Польши Антони Мацеревич в феврале официально объявил о возобновлении работы комиссии по расследованию авиационных происшествий, состав комиссии был расширен на 18 экспертов.