Поможем одному из ста: почему чиновники от калининградской медицины, словно, издеваются над глухими детьми и их родителями

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Поможем одному из ста: почему чиновники от калининградской медицины, словно, издеваются над глухими детьми и их родителями

Замена речевого процессора в регионе лишь одному из многих нуждающихся превратилась из прецедента в бюрократический фарс.

В Калининградской области впервые провели замену речевого процессора кохлеарного импланта слабослышащему пациенту. Сделали это непосредственно в регионе – мужчине не пришлось ехать в одну из федеральных клиник Москвы или Санкт-Петербурга. «Счастливец» – пенсионер с переломом шейки бедра: несколько лет он не мог получить процедуру именно из-за физической невозможности выехать за пределы российского эксклава. «Прорыв» произошел после того, как о ситуации сообщили на прямую линию Владимира Путина. Калининградские родители, воспитывающие детей с рожденной глухотой, обрадовались: замена процессора пенсионеру обещала стать позитивным прецедентом в части повышения доступности медицинской помощи в регионе. Ведь мамы и папы годами писали жалобы и обращения в различные инстанции, с просьбой обеспечить им возможность замены процессоров в Калининградской области. Однако уже следующие пять заявок чиновники «завернули»: в связи с отсутствием направлений из медицинских организаций и нераспределенных объемов помощи. На вопрос «что теперь делать детям?» заместитель директора территориального фонда ОМС Ирина Владимировна Будина ответила: «Ехать в Федеральные центры». Удивительным остается факт, что медицинская организация, проводившая замену в Калининграде, четыре года подряд подавала заявки на выделение денежных средств , зная наверняка, что пациенты ждут помощи. Но ТФОМС объемов не выделил. А сейчас объясняет, что раз денег нет, то нет и услуги в регионе для глухих детей! Беспроигрышная чиновничья формула «ничегонеделания»…

На вопрос, можно ли цитировать ее слова, как официальную позицию, Ирина Владимировна ответила: «Да, так Вам скажет любой из членов комиссии».

Аргумент – «отсутствие направлений» - не выдерживает и вовсе никакой критики. Создается впечатление, что человек, состоящий в комиссии, совсем не понимает, как работает система ОМС! Точнее, не знает о четкой последовательности: включение медорганизации в Реестр ОМС, выделение объемов финансирования, выдача пациенту направления в эту медорганизацию, оказание медицинской помощи. Но в Калининградской области чиновники решили поставить телегу впереди лошади. Направления не выдаются, так как нет выделенных объемов (зачем направлять?), а финансирование не выделяют, потому что нет направлений! Круг замкнулся.
То есть в идеальной чиновничьей картине мира – медицинские организации должны представлять сразу и направления из поликлиник!!!

Просто представьте обычная больница подает заявку, допустим, на 100 хирургических операций по удалению аппендицита. По логике руководства территориального ФОМС, это больница должна сразу в момент подачи заявки предоставить 100 направлений на пациентов, у которых в следующем году обострится аппендицит.

У чиновников в этом ведомства своя, особая логика.

В итоге, в регионе ничего к не изменилось, хотя формально – положительный прецедент и был создан.

Возможность для замены аудиопроцессоров в Калининградской области есть. Одна из местных клиник, пройдя через массу бюрократических препон, получила необходимую для этого лицензию. Еще к 2020-му году обеспечила стандарты оснащения учреждения, закупила оборудование, обучила персонал (а это - месяцы и недели временных вложений и сотни тысяч – финансовых), создала дневной стационар – выполнила все, предписанные нормативами и инструкциями условия.

Само собой, работу по оснащению и лицензированию в медицинской организации начали не просто так, а в качестве отклика на сотни жалоб и обращений жителей Калининградской области, в семьях которых растут дети с нарушениями слуха. Для них процедура замены процессора в одной из федеральных клиник – настоящее испытание. Мало того, что требуется регулярно отпрашиваться работы для сбора справок и самого путешествия на «большую землю», так еще и сама поездка – занятие не из простых. У большинства глухих детей масса сопутствующих заболеваний. Это и ДЦП, и аутизм, и т.д.. Перелет, специализированное такси, проживание – все это для них очень непросто. Зачастую, такие поездки заканчиваются обострением других заболеваний, простудами. Мама Марса - Анна Тюлькина - рассказывала «Блокноту»:

«Самое неприятное в таких поездках – риск. Мы в октябре поехали в стационар. Пока добрались, ребенок простыл. Положили в изолятор. Через четыре дня выписали и отправили домой. В итоге, прокатались впустую. Пришлось в феврале ехать снова».

А вот жизненная ситуация Елены Пирмамедовой. Она – многодетная мать, а ее Руслану – 15:

«Я постоянно работаю. Каждая поездка для меня – серьезная проблема. Моего работодателя не сильно волнуют мои семейные проблемы. Да и сыну срываться с учебы не просто – скоро окончание школы, надо прилагать максимум усилий».

У Светланы Баташовой сын Дима не только слабослышащий, у него еще проблемы со зрением, а недавно добавился сахарный диабет.

«При его заболеваниях дальние поездки вообще не желательны. К тому же, поездка требует сбора такого количества анализов, что это настоящий кошмар. Я работаю инженером-проектировщиком. Заказчики не будут ждать, пока я часами по поликлиникам и соцзащитам бегаю».

Дмитрий Баташов и его мама Светлана.

О схожей ситуации рассказала и Анна Степанова:

«У кого слабослышащие детки, мы постоянно боремся за возможность получать помощь здесь, в Калининграде. Но чиновники нас, словно, не слышат!»

Но Ирина Владимировна из Калининградского ТФОМС, словно, отвечает им: – все равно, мол, «езжайте в Федеральные центры»!

При этом, с точки зрения финансовой, ни для самих семей, ни для чиновников нет никакой разницы – какая конкретно клиника оказывает услугу: местная или федеральная. Деньги выделяются по тарифу, в рамках государственных гарантий. Местное учреждение даже выгоднее для бюджета: не придется оплачивать инвалиду по слуху и сопровождающему лицу дорогу. А если клиника частная – выгода двойная: не надо закупать оборудование и платить зарплату персоналу. Деньги инвестирует частный социально ответственный бизнес. Государству в лице регионального ТФОМС нужно было лишь воспользоваться уже созданной инфраструктурой. И воспользоваться на благо одной из самых уязвленных категорий - детей-инвалидов. Но этого не случилось…

Пытались выяснить – почему? Мамы писали письма в местный Минздрав, обращались к заместителю губернатора по социальным вопросам. В сентябре 2023 года семьи с глухими детьми подняли уже волну возмущения: сколько можно гонять их в такой обстановке на «большую землю»?! Ведь ситуация осложнилась после начала СВО и препон со стороны прибалтийских республик. Мамы и папы не понимали: что мешает оказать им услугу в Калининграде, при наличии лицензированной клиники? Почему их по-прежнему гоняют за сотни километров с больными детьми? Общественное объединение «МамУшки» направило жалобу в федеральные ведомства.

Но практического эффекта удалось добиться только тогда, когда история про пенсионера со сломанной шейкой бедра, который пять лет не может поменять речевой процессор, т.к. физически не способен выехать из региона., попала на прямую линию Владимира Путина Как только на ситуацию обратили внимание в администрации президента, вдруг оказалось: замену вполне можно провести и в Калининграде.

После нового года стало известно, что лицензированной клинике выделили объемы на замену одного (!) речевого процессора. Правда, и тут не обошлось без странностей: деньги почему-то «размазали» на 12 месяцев, хотя процедура предполагает одномоментную закупку оборудования ценой в 830 тысяч рублей и его установку пациенту. Впрочем, после долгих переговоров с директором Фонда медстрахования ситуацию удалось решить: всю сумму «сложили» на апрель, договорились о перевозке пенсионера и времени приема. (Об этом случае подробно рассказало местное издание «Новый Калининград»).

Но как быть с еще, как минимум, сотней семей, которые бьются за то, чтобы их дети тоже получили аналогичную услугу в Калининградской области? Их вопрос на контроль в администрации президента пока не взяли, и местные чиновники, наверное, решили, что можно его «заиграть»?

Почему же местные бюрократы от медицины руководствуются позицией «считать случаи», а не помогать живым людям? Зачем гонят родителей с детьми в федеральные клиники, не позволяя сделать выбор, где именно им самим удобно получать медицинскую помощь?

Этому мужчине повезло - он стал единственным, кому в Калининградской области провели замену слухового процессора без выезда "на большую землю". (Фото - "Новый Калининград")

Вариантов два. Первый – это лоббизм тех, кто стоит за федеральными центрами. Не секрет, что одним из главных получателей потоков государственных средств в сфере кохлеарной имплантации, замены процессоров, оказания услуг по реабилитации пациентов является крупнейший монополист в этой сфере - ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства» (НМИЦО ФМБА), директором которого является Николай Дайхес. С трибуны этот руководитель неоднократно заявлял о необходимости приближения помощи к людям. Но на деле, скорее, можно говорить о политике, направленной на сохранение монополии НМИЦО ФМБА. О стремлении не выпускать многомиллиардные потоки из-под контроля учреждения. И если в Калининградской области вдруг будет создан прецедент массового оказания услуг по замене речевых процессоров сторонней организацией, кто даст гарантию, что завтра это не станет примером для десятков других регионов? А потом «конкуренты» начнут перетягивать на себя еще и процесс реабилитации? Судя по всему, Николай Дайхес в этом не заинтересован. И, возможно, через свои связи среди федеральных чиновников от здравоохранения просто блокирует подобные инициативы.

Второй вариант – это человеческая инерция представителей калининградского Минздрава и территориального Фонда медстрахования. Сложившаяся система работает десятилетия. В ней все отлажено: выделение средств, их движение. Ради чего чиновниками что-то менять? Разве волнуют их трудности семей с глухими детьми? Формально, да. Но, по факту, чиновники ничего не делают для изменения ситуации, и юридически к ним за нельзя предъявить никаких претензий.

Николай Дайхес.

Да, вышла история с обездвиженным калининградским пенсионером на федеральный уровень. Система со скрипом пошевелилась и помощь человеку оказала. Но, выяснилось, что чиновники не собираются менять свою позицию в корне. И тем, кто захотел тоже получить помощь в Калининградской области, вновь в ней отказали!

Получается, что, если в целом ряде стран сформировано прецедентное право, и разовое положительное решение влечет за собой цепочку аналогичных, превращающихся в систему. А в России действует - право резонансное! Сумел человек со своей бедой «достучаться» до президента, создал вокруг себя шум и резонанс – получил положенную помощь. Но на этом все! Система меняться не намерена до появления следующего громкого случая. И не благодаря, а вопреки работе бюрократов от Калининградской медицины житель региона получил ту самую, приближенную к людям, доступную помощь, о которой, говорил, в том числе, Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию.

Мамы глухих детей в Калининграде продолжают писать во все инстанции! Просят, убеждают, доказывают, требуют. Самое неприятное для них то, что они не понимают: из-за чего их чаяний не слышат? Для них сложившаяся ситуация – абсурд. Но, видимо, тех, кто принимает решение в регионе, подобное положение вещей – норма.

В Крыму родственница местного олигарха сбила на самокате трёхлетнюю девочку

«Дядь, ребёнок твой? Отпусти его, пожалуйста»: в Москве курьер предотвратил похищение мальчика мигрантом

Туристический автобус с россиянами и белорусами, ехавший в аэропорт Антальи, врезался в ограждение

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

«Опасное время»: военные объекты США в Европе переведены в режим повышенной готовности

В МИРЕ

Это связано с российскими угрозами, утверждает газета The New York Times.

Посол США в России выразила сожаление из-за гибели мирных граждан в Севастополе, но "по-американски"

ОБЩЕСТВО

Линн Трейси считает, что ее страна поступает правильно, потому что поставляет оружие Украине для защиты.