
Зритель в ФРГ лишился шансов смотреть RT DE, а россияне потеряли Deutsche Welle. Как это частенько бывает, профессиональные проблемы перешли в политику.
Очередная битва между Россией и Западом закончилась ничьей — на сей раз в сфере СМИ. Первой начала Германия, которая посягнула на святая святых отечественной медиасферы — канал RT DE (речь идет о немецком канале Russia Today). Государственный министр ФРГ Клаудиа Рот заявила, что, оказывается, российское СМИ без всякой лицензии поставляло свой контент немецкому зрителю и даже не удосужилось запросить разрешение на легализацию.
Это далеко не первый случай, когда локальная версия RT оказывается «вне закона» по местной версии. Ее уже исключали из сетки вещания в Вашингтоне и подвергали финансовым санкциям в Великобритании, не говоря уже о многочисленных блокировках аккаунтов в зарубежных социальных сетях, в том числе касавшихся конкретных материалов.
На защиту Russia Today всегда активно и оперативно становится государство — как правило, в лице Роскомнадзора, который готов жечь напалмом ради «лица российской журналистики за рубежом». Например, за претензии к отдельным YouTube-каналам RT надзорное ведомство регулярно грозит заблокировать вообще весь видеохостинг (на территории Российской Федерации, разумеется). Масла в огонь традиционно подливает главред RT Маргарита Симоньян, для которой каждый такой случай — это непременно «настоящая медийная война против России».

В сентябре 2021 года она, комментируя ограничения, которые YouTube наложил на «RT DE» и «Der Fehlende Part», выразила надежду на то, что российские власти заступятся за несправедливо гонимые отечественные ресурсы. По словам Симоньян, главная причина гонений на ее медийные детища — не их политическая ангажированность, а превосходство над местным продуктом: благодаря своей объективности и высокому профессионализму проекты RT значительно превосходили крупные немецкие СМИ.
«Очень жду, что родное государство, не откладывая, запретит в России Deutsche Welle и другие немецкие СМИ, а также закроет корпункты ARD и ZDF. Я уже молчу про санкции к самому YouTube. Хотя бы из самоуважения мы должны это сделать», — возмущалась Симоньян.
Ждать Маргарите пришлось не так уж и долго. Эти ее возмущения датируются сентябрем 2021 года, а сейчас, в начале февраля 2022-го, Deutsche Welle и впрямь постигла скоропостижная блокировка на российской территории. «Немецкую волну» лишили лицензии на российской территории — и, соответственно, вещать и работать в нашей стране она больше не может. Не то чтобы это было какое-то выдающееся, особо заметное на отечественном медиарынке СМИ, — но все равно, потеря ощутимая, если учесть, что в медийном пространстве РФ Германия представлена весьма скупо.
В российском руководстве считают эту меру абсолютно симметричной и зеркальной — по принципу «око за око, зуб за зуб». В Берлине взгляд на ситуацию складывается абсолютно иной: там указывают на принципиальное различие между RT DE и Deutsche Welle. Российский канал не только не имел лицензии на вещание в Германии, но даже не пытался ее получить, тогда как «Немецкая волна» работала полностью легально, указали власти ФРГ. Но в Москве уверены, что таким образом удалось восстановить попранную справедливость.
«Ситуация абсолютно очевидная, российскому средству массовой информации, я бы даже сказал международному средству массовой информации запрещают вещание в Германии. Это ни что иное как посягательство на свободу слова», — прокомментировал текущие события пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

В Германии при этом призывают Москву «не использовать правовые и лицензионные проблемы телеканала RT как повод для политической реакции». «В поведении двух сторон нужны четкие шаги по деэскалации», — выразила уверенность госминистр ФРГ Клаудиа Рот. По ее словам, в ситуации нет никакой симметрии: RT работал без лицензии, а DW попала под горячую руку. Представитель «Немецкой волны» Кристоф Юмпельт не смог сказать ничего внятного: по его словам, в их редакцию пока не приходило никаких уведомлений ни из Берлина, ни из Москвы (и это логично, ведь решения куются буквально не отходя от кассы: например, сначала было скоропалительно заявлено, что все немецкие журналисты лишаются аккредитации, а позже МИД РФ успокоил всех: они могут продолжить работу).
Остается только догадываться, насколько обеднеет немецкое медиапространство без RT и насколько российский зритель и читатель будет скучать по DW. Внешнеполитическое ведомство России уже обозначило отходной маневр: если Берлин изменит свою позицию по RT DE, то и Deutsche Welle вновь зацветет и запахнет, как прежде. «В случае же эскалации ситуации со стороны немецкого правительства России есть чем ответить», — многозначительно добавили в МИДе.
В Германии пока никак на это не ответили — видимо, прикидывают, что тут вообще можно сказать. Россияне же, как обычно по вечерам, прильнули к экранам — и вряд ли многие из них обеспокоятся и расстроятся, не найдя в сетке вещания «Немецкую волну». Что-то подсказывает, что и немцы вряд ли всполошатся, поняв, что им больше не показывают RT.