Оказываются ли в частных карманах бюджетные деньги, выделенные на ростовскую медицину?

ЧППрокомментируйте новость
Оказываются ли в частных карманах бюджетные деньги, выделенные на ростовскую медицину?

Анонимные эксперты городского здравоохранения Ростова-на-Дону подготовили для «Блокнота» аналитическую записку, материалы которой мы готовы передать в СУ СК РФ.

Сотрудники городского здравоохранения Ростова-на-Дону подготовили для «Блокнота» аналитическую записку, в которой разобрали механизмы, по их мнению, наиболее злостных нарушений при использовании бюджетных средств, выделенных на медицину областного центра. Речь о конкретных случаях: материалы содержат ссылки на реальные контракты и поясняют, с помощью каких механизмов государственные деньги или были потрачены неэффективно, или вообще перешли в частные карманы. Мы не исключаем ошибок в выводах экспертов, но предварительная редакционная проверка показала достоверность переданных «Блокноту» сведений. Поэтому мы считаем их информацией которая может свидетельствовать о совершении преступлений, подпадающих, как минимум, под одну из статей УК РФ: мошенничество (158 и 159 ст.), присвоение и растрату государственных средств (160 ст.), либо – их нецелевое использование (285.1.ст) и превышение должностных полномочий (286 ст.). В связи с этим, готовы оперативно предоставить аналитическую записку сотрудникам Следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области для изучения и проверки изложенных в ней сведений.

Начнем мы с вопроса, на который сотрудникам СУ СК еще предстоит ответить: кто конкретно несет ответственность за сложившуюся ситуацию в Ростовском здравоохранении и массовые нарушения в сфере использования бюджетных средств? Пока данные «Блокнота» – это предположения, основанные на косвенной информации. Тем не менее, мы не можем ее скрывать: если Следственный Комитет установит, что мы заблуждались, обязательно поставим читателей в известность о выводах правоохранительных органов.

Как заявили в письме «Блокноту» анонимные сотрудники городского здравоохранения, на сегодняшний день одна из ключевых фигур по планированию и «эффективному освоению» средств фонда ОМС, бюджета Ростовской области, федеральных денег, выделенных на медицину, - главный врач МБУЗ «Клинико-диагностического центра «Здоровье» г. Ростова-на-Дону» Игорь Артемович Абоян.

Аналитики полагают, что центр «Здоровье», благодаря плотной «поддержке» сверху, стал одним из главных региональных «хабов» по освоению государственных средств: как официальных потоков, так и серых схем. По их мнению, муниципальное учреждение в той или иной мере связано почти с третью бюджетных ассигнований на городское здравоохранение. Масштабные закупки эндоскопического оборудования, томографов, переданные для работы здания и колоссальные средства на их ремонт и оснащение – все это, так или иначе, якобы, пересекается с центром «Здоровье» и его руководителем.

Игорь Абоян.

Ключевые национальные проекты, входящие в круг интересов Абояна, считают авторы записки, - «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями» и «Модернизация первичного звена здравоохранения». И они делают вывод, что у него есть своего рода, карт-бланш на выбор действий для освоение средств по данным направлениям. Вот только, если верить аналитической записке, использует их Абоян так, что в выгоде остается вовсе не государство или ростовские пациенты.

По информации городских медиков, «правильность» формирования описания объектов закупки (технических заданий) при приобретении медицинского оборудования другими медицинскими учреждениями г. Ростова-на-Дону нередко неформально контролировалась специалистами КДЦ «Здоровье», как правило заведующими структурными подразделениями: рентгенологического отделения, одновременно выполнявших функции главных внештатных специалистов по различным специальностям.

КДЦ "Здоровье".

А сам Абоян с января 2023 года входит в тарифную комиссию ТФОМС Ростовской области, и, как полагают аналитики, скажем так, некорректно использует свое влияние при распределении средств гарантированных объемов финансирования здравоохранения, объемов высокотехнологичной медицинской помощи, дополнительных объемов финансирования, нормированного страхового запаса фонда обязательного медицинского страхования.

При этом основные направления по реализации его замыслов, утверждает наш анонимный источник, это закупка медицинского оборудования, проведение капитальных ремонтов и реконструкции объектов, манипуляции при приобретении расходных материалов для роботических систем «Да Винчи» и др.

Впрочем, для ростовчан такое положение дел – давно не откровение. Еще в 2020-м, когда получившая недавно реальный срок подруга губернатор Василия Голубева – министр здравоохранения Татьяна Быковская ушла с поста, который занимала 16 лет, Игоря Абояна называли одним из кандидатов на место Быковской (не в тюрьме, а – в правительстве):

Василий Голубев и Татьяна Быковская.

«Абоян уже давно больше коммерсант, чем врач,  — рассказывали в 2020-м «Блокноту» в донском минздраве. — Это ни для кого не секрет. Не зря его дочь пошла в гордуму. У семьи за это время появилось немало активов, которые надо защищать».

Известный ростовский блогер Сергей Резник писал про руководителя центра «Здоровье»:

«Бывший доктор, а теперь бизнесмен. Заслуженный доктор федерации, почетный мафиози г. Ростова Игорь Абоян со своим итальянским семейством, раскидал свои щупальца по всему городу».

Блогер про Абояна.

В частности, его зять, Павел Исаков, в 2019-м стал главой Советского района Ростова-на-Дону. Телеграмм-канал «Ростов.ком PRO» пояснял:

«Интересы Павла Исакова в Ростове-на-Дону лоббирует его тесть – главный врач ОКДЦ «Здоровье» Игорь Абоян. Доходы медика за 2018 год составили 4,7 миллиона рублей, его жены-врача - 6,8 миллионов рублей. А продвигает Исакова Абоян на благо своей дочери, красавицы и умницы Юлии. Юлия Исакова намного популярнее и целеустремленнее мужа. Она трудится депутатом гордумы Ростова-на-Дону, деканом факультета юриспруденции ДГТУ, имеет высшее юридическое образование, степень кандидата юридических наук и доктора социологических».

Кстати, о доходах. Руководитель КДЦ «Здоровье» Игорь Абоян по итогам года оказался самым высокооплачиваемым главврачом Ростова – речь, конечно, об официальной зарплате. Наши анонимные эксперты рассказали «Блокноту», что по их данным, Абоян, якобы, уже попадал в поле зрения правоохранительных органов, и, вроде бы, был задержан. Ходят слухи, что он даже начал давать показания. Но в силу ряда причин – вернулся на свободу.

По слухам, правоохранительные органы уже проявили к Абояну повышенный интерес. Но в силу целого ряда причин он остался на свободе.

Каких причин? Например, потому, что все, что о нем говорят и пишут – это клевета. Но нельзя исключать и того, что правы авторы аналитической записки, переданной «Блокноту»: по их данным, интересы Абояна в министерстве здравоохранения отстаивает целый ряд чиновников, среди которых есть два заместителя министра и начальник управления ростовского ведомства. Но, самое главное, по словам анонимных представителей медицинского сообщества города, это поддержка заместителя губернатора Ростовской области Андрея Пучкова. Он отвечает сейчас за вопросы социального развития, охраны здоровья населения, труда и занятости, переселения соотечественников, проживающих за рубежом.

С 2014 по 2022 Пучков был главой контрольного управления при губернаторе Василии Голубеве. Выявлять нарушения в процессе использования бюджетных средств – было его прямой работой. Но эксперты «Блокнота» полагают, что все пошло по сценарию крылатой фразы из «Звездных войн»: «Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему!». Якобы, наработанные за восемь лет связи с правоохранительными органами и позволили Пучкову вывести Абояна из-под удара. Насколько эта информация соответствует действительности, предстоит, опять же, выяснить Следственному Комитету, как и фамилии тех сотрудников силовых структур, которые, предположительно, помогли Пучкову решить проблемы Абояна.

Андрей Пучков.

Пока же официальная власть в публичном пространстве крайне благосклонна к Абояну. Скажем, губернатор Василий Голубев – нередкий гость в его клинике «Здоровье», о чем регулярно рассказывает пресс-служба области. Почетные титулы и награды, буквально, сыплются на Игоря Абояна. Скажем, еще в 2014-м он стал почетным гражданином Ростова-на-Дону. Год назад за заслуги в области здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II-й степени. Буквально, пару дней назад главный внештатный уролог Ростовской области, доктор медицинских наук, профессор Игорь Абоян удостоен премии «Men’s Health 2024» за вклад в развитие урологической службы Российской Федерации:

"Отмечается, что именно под руководством Игоря Абояна на базе КДЦ «Здоровье» разработаны и внедрены новые методики выполнения операций, которые подтверждены 38 патентами на изобретение. Он одним из первых в регионе внедрил в урологическом отделении методики высокотехнологичных операций – лапароскопические операции на почках, мочевом пузыре, малоинвазивные

Игорь Абоян и Василий Голубев.

вмешательства при заболеваниях верхних и нижних мочевых путей, реконструктивно-пластические операции. А 2014 году по инициативе Игоря Артемовича для КДЦ «Здоровье» была приобретена робот-ассистированная хирургическая система da Vinci Surgical System, превосходящая и открытую хирургию, и лапароскопию. В настоящее время на ней проведено около трех тысяч операций, из которых две трети выполнены им самим".

Вот только авторы анонимной аналитической записки в «Блокнот» полагают, что эта информация – лишь внешняя сторона деятельности Абояна. Но есть – и другая. В которой те же закупки комплектующих для "робот-ассистированная хирургическая система da Vinci Surgical System" из заслуги могут превратиться в повод для серьезных сомнений относительно их эффективности: в смысле, для бюджета, а не для центра "Здоровье" или Абояна.

Хирургическая система da Vinci Surgical.

А теперь, собственно, о возможных схемах и примерах того, как государственные средства или неэффективно используются, или вообще банально крадутся. Чтобы ее понять, напомним кратко об основных этапах приобретения медицинского оборудования организациями, являющими участниками национального проекта.

Вначале идет определение потребности учреждения в медицинском оборудовании в соответствии с профилем учреждения, его структурой и действующей лицензией. Затем осуществляется мониторинг рынка медицинского оборудования, которое планируется приобрести, формирование технических требований к объекту закупки. После чего, рассчитывается стоимость оборудования. Следующий этап - оформление заявки на приобретение медицинского оборудования и ее предоставление в министерство здравоохранения для согласования специалистами. Минздрав изучает заявку и заключает соглашение с медицинской организацией на финансирование приобретаемого оборудования средствами федерального бюджета. После этого медицинская организация начинает проводить закупочные процедуры в рамках 44-ФЗ и заключает контракт. Завершающий этап - исполнение контракта, процедура экспертизы и приемки закупленного оборудования. Если все соответствует закону и предъявленным требованиям, то товар оплачивается.

С точки зрения абстрактной, процедура защищена от манипуляций и хищений. Но практика показывает: при желании и соответствующем сговоре, обойти многоэтапные барьеры можно.

В 2023 году было ликвидировано Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону. Но пока оно функционировало, ГБУ РО «Поликлиника №1» приобрело маммографическую рентгеновскую стационарную цифровую систему (извещение о проведении закупки от «28» февраля 2023г. №0358300395223000019). Заказчиком при описании объекта закупки (составлении технического задания) был использован ГОСТ Р 56311-2014 «Аппараты рентгеновские маммографические с цифровой регистрацией изображения. Технические требования для государственных закупок». Но, утверждают наши анонимные аналитики, в нарушение п.2 ч.1 ст. 33 федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при описании объекта закупки с применением ГОСТ Р 56311-2014 были допущены грубые нарушения: часть пунктов ГОСТ Р не была, якобы, применена, часть - искажена, при этом обоснование использования других показателей взамен перечисленных, в аукционной документации, по мнению нашего источника, не представлено.

Штатива в перечне оборудования эксперты не нашли.

Например, предусмотренная ГОСТ Р характеристика, касающаяся снимочного штатива «возможность изменения фокусного расстояния» не использована при описании объекта закупки. Предусмотренная ГОСТ Р 56311-2014 характеристика, касающаяся рентгенозащитной ширмы «размер рентгенозащитной области ширмы, см, не менее» была, по мнению городских аналитиков, искажена, а в формулировку внесены кардинальные изменения.

Кроме того, заказчиком при составлении описания объекта закупки допущено нарушение постановления Правительства РФ №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - в аукционной документации обозначено требование: «операционная система Windows 8 и более». Обоснование невозможности применения Постановления Правительства РФ в аукционной документации отсутствует.

Аукцион по закупке маммографического оборудования.

Для чего же были допущены все эти нарушения? Наши эксперты полагают, чтобы «подогнать» техническое задание под одного единственного производителя - система маммографическая цифровая ОМХ-600, производитель: Genoray Co., Ltd ("ДЖЕНОРЭЙ Ко., Лтд."), из Южной Кореи.

После этого, на основании трех коммерческих предложений и двух исполненных контрактов была рассчитана начальная максимальная стоимость контракта - 16, 849 млн руб. Аналитики обращают внимание на то, что коммерческие предложения варьируют от 16,9 до до 18,59 млн. руб., тогда как исполненные контракты есть в диапазоне от 7,68 млн до 7,936 млн. О чем это говорит? По их мнению, о колоссальном разрывы между реальной стоимостью аппаратов и желанием коммерсантов разбогатеть за счет федеральных средств. И это в период проводимой нашей страной специальной военной операцией, когда любой бюджетный миллион имеет абсолютно иной вес, нежели в мирное время. Но опустим моральный момент: в контракте достаточно и фактических нарушений.

Итак, на участие в электронном аукционе поступило две заявки. Обе были признаны соответствующими установленным требованиям. Согласно протокола, победителем аукциона признали заявку №1 с ценовым предложением 16 764 755 рублей: снижение от начальной максимальной цены контракта составило всего лишь 0,5%. На эту сумму между ГБУ РО «Городская поликлиника №1 г. Ростова-на- Дону» и ООО «Мед Юг» был заключен Контракт№ 23000019 от 28.03.2023 на поставку медицинского оборудования в рамках реализации регионального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения» государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения».

Вот только эта заявка, считают эксперты, местами содержала не конкретизированную информацию относительно характеристик закупаемого оборудования. Более того, по их мнению, по целому ряду показателей Приложение №2 «Технические требования» к контракту не соответствовало требованиям, изложенным в описании объекта закупки. Эксперты, изучив документацию настаивают, что она давала поставщику возможность поставить разукомплектованное оборудование. Как следствие, такое оборудование могло быть существенно ниже по стоимости той, которая была предусмотрена контрактом – 12, 698 млн. руб. Т.е. намного меньше чем цена контракта. И государственному бюджету, по сути, мог быть нанесен ущерб на сумму свыше 4 млн руб. Получается, что комиссией по осуществлению закупок было преднамеренно допущено нарушение не только №44-ФЗ, но и УК РФ? Аналитики городского здравоохранения усматривают в заключении комиссии признаки мошенничества.

За ООО "Мед Юг" значится 59 контрактов с госзаказчиками на общую сумму в сотни миллионов рублей.

В аналитической записке приводится целый ряд подобных примеров, которые, на наш взгляд, необходимо изучить работникам Следственного Комитета. В частности, покупки дефибриллятора МБУЗ «Городская больница N4» (там необоснованно, по мнению авторов записки, к объекту закупки были применены технические требования, которые позволили участвовать в аукционе единственному участнику. В итоге, это, якобы, привело к тому, что превышение стоимости закупленного оборудование составило 5,4 млн руб. ). Или комплекта дорогостоящего оборудования для службы анестезиологии и реанимации ГБУ РО «Городская больница №6». (там были внесены изменения в адрес поставки оборудования – его закупили для учреждения, по информации аналитиков, не имевшего лицензии для выполнения услуг по анестезиологии и реаниматологии, плюс – при формировании техзадания в описании объекта закупки, якобы, не были предусмотрены характеристики оборудования, предписанные ГОСТ, тогда как начальная минимальная цена контракта рассчитана на основании поставок более дорого и отвечающего ГОСТ оборудования. По их данным, на 871 тыс. руб. дороже за 1 единицу. В итоге, ущерб, нанесенный федеральному бюджету, по мнению аналитиков, составил свыше 3,9 млн руб.)

Но, пожалуй, самым ярким примером предполагаемых хищений федеральных средств стало приобретение четырех компьютерных томографов в 2023 году в рамках региональной программы «Модернизации первичного звена здравоохранения Ростовской области». Два из них приобрели в поликлиники Ростова-на-Дону, и по одному в города Гуково и Каменск-Шахтинский.

Вопросов к закупке очень много. Например, почему, если оборудование приобреталось в рамках одной и той же программы, для выполнения одних и тех же задач, все четыре аппарат не были куплены совместно, в рамках одного аукциона? Почему аппарат, приобретаемый ТБУ РО «ЦГБ» г. Гуково, в комплектации имел программные пакеты для проведения контрастных исследований и иньектор для введения контрастных веществ, а оставшиеся три аппарата в. своей комплектации не имели этого? Почему аппарат, для ГБУ РО «ЦГБ» г. Гуково при более широкой комплектации оказался почти на миллион рублей дешевле, чем три аппарата, приобретенные путем проведения совместной закупки?

Аукцион по закупке томографов.

Как считают аналитики, разделение закупки, по всей вероятности, было обусловлено стремлением осуществить закупку по изначально определенной цене, с последующим извлечением максимальной финансовой выгоды для организаторов процесса. В пользу этой версии, по их мнению, свидетельствует то, что подобная модель якобы уже была реализована Управлением здравоохранения г. Ростова-на-Дону, в период пандемии и закупки 19 компьютерных томографов для таких учреждений, как МБУЗ «КДЦ «Здоровье», городские больниц №6, №7, №20, поликлиники №16 и др. И тогда, и в 2023 году, по мнению аналитиков, речь шла о завышении стоимости приобретаемого оборудования за счет снижения его технических характеристик и формировании технического задания под одного производителя.

Итак, в 2023-м компьютерные томографы совместно приобретали три учреждения: ГБУ РО «Поликлиника No4» и ГБУ РО «Поликлиника No42». Ростова-на-Дону и ГБУ РО «ЦГБ» г. Каменск-Шахтинский. Организатором закупки выступило ГБУ РО «Поликлиника No4» г. Ростова-на-Дону. ГБУ РО «Центральная городская больница» г. Гуково приобретало аналогичное оборудование самостоятельно.

При этом три медицинские организации, которые принимают решение о совместном приобретении томографов, рассчитали одновременно одинаковые ограниченные технические характеристики оборудования. Они сформировали примерно равную стоимость оборудования (начальная минимальная цена контракта - 39,4 млн руб). Тогда как четвертая медицинская организация направила заявку на оборудование с более широкой комплектацией (наличие инъектора контрастных веществ, существенно большим пакетом специализированных программ, включая программы для выполнения контрастных исследований и др.). Но у нее начальная минимальная цена контракта оказывается существенно ниже – 38,6 млн. руб.

И у специалистов регионального министерства здравоохранения, рассматривающих одновременно поданные заявки, по странному стечению обстоятельств, не возникло вопроса, почему в рамках одного и того же национального проекта, подается заявка на оборудование, которое планируется применять для решения одних и тех же задач? Однако, технические требования к этому оборудованию существенно разняться, при том, что стоимость томографов с худшими характеристиками значительно превышает по цене аппараты с лучшими эксплуатационными характеристиками. Также чиновников не смутило, что в заявке на один из трех аппаратов адрес поставки не совпадает с адресом медицинской организации, указанной в лицензии и не соответствует адресу, указанному в приказе минздрава региона, утверждающего структуру учреждения.

Далее, как считают мединские эксперты, при формировании технической документации был использован ряд так называемых «блокирующих позиций» в характеристиках томографов. Это привело к тому, что в аукционе не мог принять участие никто кроме единственного производителя компьютерного томографа Optima CT520, который выпускает компания «GE Hangwei Medieal Systems Со., Ltd». (КИТАЙ).

Например, в описание объекта закупки было включено требование обязательного наличия педиатрических программ. Хотя из трех учреждений только ГБУ РО «ЦГБ» г. Каменск-Шахтинский имеет в своей структуре детскую поликлинику и действующую лицензию по оказанию первичной медико-санитарной помощи по педиатрии. Поэтому указанное требования к оборудованию, поставляемому для нужд ГБУ РО «Поликлиника N4» и ГБУ РО «Поликлиника N42» не обосновано. А приобретаемое оборудование для трех учреждений не может быть «одним и тем же». По сути, действия заказчиков стали нарушением ст.25 Федерального закона No44– ФЗ.

Когда организатором совместного аукциона 07.04.2023 года было опубликовано извещение N 0358300312023000019 на приобретение трех системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела, в течение недели был размещен запрос на разъяснения аукционнной документации. Заказчику было предложено объяснить, почему в описании объекта закупки отсутствует автоматический инъектор при наличии в требованиях программного обеспечения, работающего только при наличие автоматического инъектора? В итоге аукцион был отменен приказом главного врача «ГБУ РО «Поликлиника No4» г. Ростова-на-Дону No356 от 13.04.2023.

Дорогостоящая медтехника служит на пользу людям. Но есть подозрение, что кое-где процесс ее закупки в Ростове-на-Дону приводит к нарушениям.

Казалось бы, медучреждениям не удалось закупить по более высокой цене оборудование с худшими характеристиками. Но что делают организаторы аукциона? Еак рассказывают наши анонимные аналитики, организаторы производят корректировку, в рамках которой исключают из обязательных требований сразу девяти программных пакетов. В частности, для анализа аневризмы сосудов Виллизиева круга, исследований КТ-перфузии головного мозга и паренхиматозных органов, программное обеспечение для анализа печени, регистрации сосудов головы и шеи, для оценки изменения размера патологических образований, кальциевого индекса и для челюстно-лицевой визуализации. Т.е., хотя автоматический инъектор в документацию «вернулся», снижение требований по программному обеспечению снова значительно удешевило потенциальный объект закупки. По сути, это привело к существенной разнице с теми контрактами, которые были взяты за основу при формировании начальной минимальной цены. Однако, несмотря на это, минимальная цена контракта не изменилась, и аукцион был опубликован вновь.

Редакция не исключает, что приведенные факты могли быть неверно трактованы анонимными представителями медицинского сообщества города Ростова-на-Дону. Тем не менее, на взгляд редакции, есть все основания подозревать, что мы имеем дело с целом рядом противоправных действий, конечным итогом которых стало хищение бюджетных средств, выделенных на здравоохранение города и региона. В связи с этим просим представителей Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Ростовской области изучить данные материалы и дать им соответствующую оценку.

Суд не поверил: подельник замминистра обороны Иванова – Александр Фомин может «угрожать свидетелям» и «избежать» наказания

«Может посадить верхушку»: Юрий Кузнецов рассматривает предложение сдать высокопоставленных подельников из Минобороны

Ростовские врачи спасли женщину от смертельной усталости

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Превратили в ад: стало известно, почему киевский режим провалил строительство оборонных сооружений у Волчанска

В МИРЕ

Сам город стал фортификацией - для боевиков каждый дом и квартира - бесплатные оборонительные сооружения, рассказал источник в офисе президента Зеленского.

Может, теперь поймут: мигранты устроили беспредел в Бишкеке

В МИРЕ

Некоторые эксперты убеждены, что бытовой конфликт не мог вылиться в массовую акцию протеста, и это целенаправленная провокация внешних сил.

СВО не остановят: Зеленский отказался от олимпийского перемирия

ОБЩЕСТВО

С инициативой выступал президент Франции Эммануэль Макрон.