Правила игры поменялись - теперь не старые советские и досоветские заводы правят бал.
СВО высветила немало интересных тенденций в современной российской жизни, которые иначе могли оставаться не на поверхности. Одно из таких явлений – приход нового бизнеса в сферу оборонки, причем критически важной. Речь о беспилотниках. Отечественное ВПК продолжало работать на советской базе, новых производств не открывалось, заводов не строилось. Да и технологически это не имело смысла – оружия нового не изобреталось.
Но вот наступила эпоха беспилотной авиации, начало которой Россия откровенно проспала. Мы смотрели, открыв рот, как американские «Риперы» и «Предаторы» летают над Афганистаном, Пакистаном и прочими Йеменами и наносят удары по местным моджахедам, невидимые для последних, и оттого особенно для них страшные, и управляемые операторами где-нибудь в Колорадо. Война, таким образом, превращалась в картинку на экране компьютера. И некоторые задавались вопросом – а есть ли аналогичные возможности у русской армии? И ответ был неутешительным.
Настоящим информационным прорывом стала война 2020 года в Карабахе, когда азербайджанские беспилотники наводили ракеты на один за другим на армянскую технику, и эффектные ролики поражения целей передавались в Интернет. (большинство зрителей не улавливало, что ракеты летели не с беспилотников, и думали, что они и наносят удар)
И опять возникали вопросы – а что у нас с БПЛА? СВО показала, что положение с БПЛА было не блестящим, и пришлось на ходу перестраиваться, чтобы соответствовать заданному технологическому уровню боевых действий. На фронт валом пошли китайские «мавики» и прочие беспилотники, закупаемые волонтерами.
Последующие 1,5 года слово «беспилотники» звучало сотни раз в день по всем телеграм-каналам, новостным сайтам, радио и ТВ. Соответственно, и государство зашевелилось. И завершившаяся поездка первого вице-премьера Андрея Белоусова в Новосибирск на форум «Архипелаг 2023», посвященный БПЛА, тому лишнее свидетельство. Из его уст (а он курирует в правительстве проект по беспилотникам) прозвучали многообещающие слова: «мы должны уже в следующем году выйти на цифру порядка 18 тысяч крупных и средних беспилотников без учета беспилотников весом менее 1 килограмма, которых будет десятки тысяч». Белоусов сказал, что имеется «порядка 70 производителей, из них около 20 крупных».
Но нас интересует (вне зависимости от того, насколько слова чиновника совпадают с реалиями) не количественные показатели, а качественные. До сих пор в производстве БПЛА ведущее место занимали и занимают «новые» фирмы, не наследники советского ВПК, и это главное.
Возьмем «Ланцет», который в очередной раз лично похвалил Путин на встрече с Чемезовым. Да, Чемезов возглавляет «Ростех», объединивший бывшие советские предприятия, но производитель «Ланцетов» компания «Зала» лишь недавно вошла в холдинг и к советскому наследию не имеет никакого отношения.
Ее основатель – Александр Захаров (его называют «конструктором», но не знаю насколько это отвечает действительности, судя по имеющимся данным, у него нет законченного высшего образования, по крайней мере, технического) типичный бизнесмен из 90-х. Работал техническим специалистом (но не на предприятиях ВПК, хоть и в городе оружейников Ижевске), а при Ельцине ушел в предпринимательство, не связанное с высокими технологиями (строительство и винные магазины). Однако Захаров увлекался авиамоделированием, профессионально выступал в этом виде спорте, и превратил хобби в бизнес, став одним из первых, если не первым, в России производителем беспилотников, и получив более пятнадцати лет назад контракты от ФСБ, МВД и «Газпрома».
Так что перед нами в чистом виде новое производство. И само логистическое решение, немало нашумевшее – покупка бывшего торгового центра и переоборудование его под завод по производству «Ланцетов» - типичный ход новорусского бизнесмена.
Основной военный дрон РФ к началу СВО - «Орлан» различных модификаций, является детищем компании из Питера «Специальный технологический центр», которая также возникла «с нуля», и поначалу специализировалась на информационной безопасности и системах связи, и лишь потом перешла к беспилотникам. Примерно такой же путь прошла компания «Кронштадт» из того же Петербурга, перейдя от информационных технологий к созданию крупнейших БПЛА «Орион»/»Иноходец», и построившая как раз накануне СВО завод в подмосковной Дубне. Правда, ни про ее БПЛА, ни про завод ничего с тех пор не слышно. Возможно, формат «тяжелого» БПЛА оказался сейчас невостребован, как не востребован «Байрактар» на Украине.
И даже «Форпост» - купленная в Израиле разработка, изготовляется на бывшем авиаремонтном заводе гражданской авиации в Екатеринбурге. «Герани» собирают, судя по сообщениям в прессе, из иранских комплектующих в Елабуге в СЭЗ, которая ни разу не территория ВПК.
Беспилотники оказались темой, на которой поднялись многие общественные деятели и активисты. Яркий пример тут - Алексей Чадаев. Некогда известный прикремлевский «идеолог» начала 2000-х, ушедший потом в тень, поскольку не вписался в новую команду при АП, нашел себя в сфере БПЛА. Она занялся подготовкой их операторов, участвует активно в «Дроннице», вовсю пиарится по этой теме. Сегодня он востребован опять, нарасхват в СМИ, его телеграм-канал набрал популярность. Чадаев вновь на коне. И Александр Любимов – организатор «Дронницы», известный волонтер, также теперь приглашается к Путину на встречи, мог ли он мечтать о таком до СВО?
Подведем итог – производство БПЛА стало настоящим организационным прорывом в российском ВПК, правила игры поменялись. Теперь не старые советские и даже досоветские заводы правят бал. Впервые за более чем тридцать лет в оборонку пришли совсем новые игроки. Да, и в 90-е молодые проходимцы могли рулить финансовыми потоками на предприятиях «оборонки», а, главное, помогать сбывать продукт. Денис Мантуров, кстати, вышел именно из таких ловких мальчиков 90-х, став в двадцать с чем-то лет заместителем директора вертолетного завода по внешнеэкономической деятельности, о чем он недавно на заседании правительства рассказывал Мишустину. Но Мантуров оказался исключением, из него получился не аферист, сбежавший с награбленным за рубеж, а вполне ответственный государственный деятель.
Теперь ВПК это не академики-конструкторы под 80 лет, не косноязычные директора совкового типа, не чумазые работяги. Последние ныне в белых халатах, директора бойко разговаривают на ломанном английском, стыдясь русского, а главные конструкторы в общем-то, исчезли как класс. Это раньше были Туполевы и Яковлевы. А кто сегодня конструктор того же «Рипера»? Сейчас все определяет заказчик и постановщик задач. Александр Захаров именно из таких. Как Илон Маск. Это раньше были Вернеры фон Брауны и Королевы. Теперь во главе бизнесмен.