Смольный снова провалил все ключевые этапы подготовки Санкт-Петербурга к снегоуборочному сезону 2023/2024.
На этой неделе в город на Неве пришла настоящая снежная зима. И это всего лишь «проба пера» петербургской погоды. Уже в четверг снегопады усилятся, ожидаются порывы ветра до 15-17 метров в секунду, а это значит петербуржцам стоит готовиться к снежным метелям. И, судя по всему, в Смольном в очередной раз оказались не готовы к стандартным климатическим изменениям. Широко анонсированная «снежная реформа» продолжает «буксовать», как и процессы закупки новой снегоуборочной техники, а работников ручного труда критически не хватает. Стоит ли горожанам запасаться собственным инвентарем для борьбы с «аномальными», по мнению чиновников, снегопадами? Давайте разбираться.
Снова «снежный картель»
В Санкт-Петербурге обязанности по уборке снега делятся между комитетом по благоустройству, который отвечает за улично-дорожную сеть, и жилищным комитетом, в зону ведения которого входит уборка внутриквартальных территорий.
В текущем месяце Комблаг объявил конкурсы на уборку улично-дорожной сети в январе-июле 2024 года. Суммы, выделенные на эти нужды внушительные – в Кировском районе планируется потратить 654 млн. рублей, в Красногвардейском — 821,2 млн., а в Невском районе — 871 млн. рублей. Стоит отметить, что на протяжении несколько последних лет горожане вынуждены на себе испытывать качество работы Комблага. Заваленные огромными сугробами улицы и дороги уже не удивляют петербуржцев. Однако из года в год контракты на уборку улично-дорожной сети продолжают доставаться компаниям, некачественно выполняющим свои обязанности.
Так, еще в 2019 году УФАС по Петербургу разоблачил «снежный картель» из нескольких крупных организаций, выполняющих обязанности по уборке внутриквартальных территорий. Интересно, что из шести фигурантов дела, лишь одна организация не принадлежала Смольному. Утверждалось, что деятельность по картельному сговору между фирмами курировалась непосредственно Комблагом.
К 2022 году ситуация осталась прежней – город вновь заключил госконтракты с теми же организациями из «снежного картеля». Низкое качество работ, громкие судебные дела и скандалы не смогли убедить петербургских чиновников изменить свой подход к вопросу. В результате горожане вновь наблюдали массовые обыски в ЖКС и уголовные дела о взятках в отношении местных управленцев. Например, такое дело было заведено в отношении начальника отдела администрации Красносельского района Валерия Мещерякова.
Уже в преддверии нового снегоуборочного сезона Смольный уполномочил одного из участников «снежного картеля» дорожное госпредприятие «Центр» искать новых подрядчиков для уборки сразу в нескольких районах Петербурга. Качество работ победителей соответствующих конкурсов петербуржцам предстоит проверить на себе уже совсем скоро. Учитывая прошлые «заслуги» подрядчиков, оно вызывает сомнения.
Расширяя сокращаем?
Не лучше обстоят дела с заменой и пополнением автопарка снегоуборочной техникой. Согласно информации пресс-службы Смольного, для работы в зимний период дорожные предприятия подготовили 1530 единиц уборочной техники. По необходимости, при «залповых» снегопадах, город может привлечь дополнительно до 500 единиц техники.
Интересно, что в прошлом году к снегоуборочному сезону подготовили 1612 спецмашин, что на 82 больше, чем в текущем. При этом губернатор Петербурга Александр Беглов еще в начале месяца заявлял о необходимости расширения парка спецтехники до 2500 машин. Однако на деле выходит, что количество спецтранспорта сокращается несмотря на миллиардные траты из городского бюджета.
Так, с начала года на эти цели было выделено 3,8 млрд рублей, а общий итог закупки составил 272 единицы техники. В первую очередь, по словам Беглова, новая техника предназначается для замены старой и изношенной. И только после этого планируется расширение технопарка. Но, учитывая текущие темпы закупок, Петербург может ожидать лишь его сокращение. Ведь во время реализации данных закупок возникли серьезные трудности.
Например, по данным аналитической системы «СПАРК», заказчик, которым выступает ГКУ Центр комплексного благоустройства, заключил контракт с ООО «Авто поставка». Согласно данным, всего 38 единиц техники должны были быть поставлены городу до конца ноября 2023 года. Однако сроки по 28 единицам вынуждены были сдвинуть, так как на первых этапах подразумевалась сдача части заказа в конце октября. К этому сроку поставщик не успевал выполнить свои обязанности. Будет ли контракт реализован к новым обозначенным срокам – неизвестно.
Стоит отметить, что в марте прошлого года городская прокуратура направила в Смольный представление, посвященное уборке города зимой 2021–2022. Среди прочего в нем указано, что 5-ти миллионный город в зимний сезон должны обслуживать не менее 3500 единиц техники.
На эти нужды в городской бюджет на ближайшие 3 года было заложено 11,5 млрд рублей на покупку новой снегоуборочной техники. На каждый год сумма закупки будет составлять примерно 3,8 млрд. рублей, то есть фактически такая же, как и в текущем. Учитывая сокращение парка спецтехники в 2023 году, нет никаких предпосылок для анонсированного градоначальником расширения парка спецтехники в следующие три года без увеличения бюджета. А это вновь означает проблемы для горожан в зимний период.
Неудачи «снежной реформы»
В начале 2022 года губернатор Беглов признал проблемы в системе уборки города. Тогда Петербург столкнулся с серьезным «снежным коллапсом» как на городских магистралях, так и в жилых дворах. Зачастую движение пешеходов и автомобилистов было практически парализовано неубранными снежными массами.
Градоначальник назвал существующую систему «лоскутным одеялом», которое состоит из большого количества управляющих компаний, субподрядных организаций и других структур, которые отвечают за уборку. А также «криминальных и полукриминальных» структур, которые паразитировали на городском бюджете. Для нивелирования этих проблем было решено запустить так называемую «снежную реформу», которая позволила бы избавить город от ежегодных снежных коллапсов посредством централизации системы уборки улиц.
Суть реформы простая - уйти от частных подрядчиков и передать уборку в ведение районным жилищным агентствам. Несмотря на то, что реформа была анонсирована еще в начале 2022 года, к ее реализации приступили лишь в январе 2023-его и то частично. В итоге от частных подрядчиков город смог уйти лишь с июля текущего года.
Однако, как сообщает издание «Деловой Петербург», нововведение от Смольного так и не было полноценно запущено. Одним из важных аспектов реформы являлась смена организационно–правовой формы районных жилищных агентств, превращение их из государственных казённых учреждений (ГКУ) в бюджетные (ГБУ). Работы в данном направлении не завершены, что не позволяет районным жилищным агентствам брать контракты на работу с зелеными насаждениями и территориями в составе общего имущества МКД.
Не всё гладко складывается и в части набора в штат жилищных агентств специалистов ручного труда. Ещё в ноябре 2022-го года в Смольном объявили, что для перехода на новую систему уборки улиц требуется набрать 4,3 тысячи дворников и порядка 1,2 тысяч специалистов–механизаторов. По данным Жилищного комитета, на конец октября текущего года план по ручным работникам был выполнен лишь на 84%. Показатели укомплектованности штата по механизаторам еще хуже — 74%.
Смольный снова провалил все ключевые этапы подготовки Санкт-Петербурга к снегоуборочному сезону 2023/2024. Несмотря на все обещания городских чиновников, включая губернатора Беглова, город на Неве рискует повторить печальный опыт прошлого сезона, а петербуржцам предстоит тяжелое противостояние со снежной стихией.
Самое интересное: