Съемки картины «Война и мир» дались Бондарчуку тяжело, от стресса он даже пережил клиническую смерть.
Также 20 октября Международный день повара, День войск связи ВС РФ (День военного связиста), Международный день авиадиспетчера, Всемирный день борьбы с остеопорозом, Всемирный день статистики и Праздник Псково-Печерской иконы Божией Матери, а также в этот день в 1880 году открылся Московский цирк на Цветном бульваре, в 1944 году советская армия освободила Белград, в 1970 году в СССР состоялся первый розыгрыш «Спортлото», а в 1988 году академик Сахаров был избран в состав президиума Академии Наук СССР.
Подробнее поговорим о выдающемся советском режиссере Сергее Бондарчуке, которого не стало 20 октября 1994 года. Сергей Федорович Бондарчук (1920-1994) — советский и российский актер театра, кино и озвучивания, кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР (1952), лауреат многих престижных премий.
Сергей Бондарчук с детства мечтал сниматься в кино, однако прославился он в первую очередь своими режиссерскими работами — экранизациями «Войны и мира» (16+), «Судьбы человека» (12+) и «Они сражались за Родину» (0+). В работе над каждым фильмом режиссер стремился к достоверности и точности, поэтому он постоянно консультировался с историками и учеными, брал реквизит из музеев. За свои картины Бондарчук получил премии «Оскар» и «Золотой глобус».
Детство и юность
Сергей Бондарчук родился в селе Белозерка (Херсонская область) 25 сентября 1920 года в крестьянской семье. На момент родов отец проходил службу в РККА, мать, будучи глубоко верующей, назвала сына в честь Сергия Радонежского и крестила его в Благовещенском монастыре возле Херсона.
Детство Сергея прошло в Таганроге и Ейске. Учась в таганрогской школе, он начал посещать театральный кружок, а в 1937 году впервые вышел на сцену Таганрогского драматического театра.
Отец хотел, чтобы Сергей стал инженером, однако Бондарчук решил поступить в театральный институт. Он отправился в Москву и подал документы в Московское театральное училище при Театре Революции (сейчас Московский академический театр имени Вл. Маяковского). В училище Сергей не поступил, но домой возвращаться не стал, а поехал в Ростов-на-Дону. В местном театральном училище уже закончились вступительные экзамены, но для Бондарчука сделали исключение.
Война и первые роли в кино
Закончить театральное училище Сергей Бондарчук не успел — в 1941 году началась Великая Отечественная война, и его призвали на фронт. Он участвовал в боях на Северном Кавказе, получил медали и боевые ордена, в том числе «За оборону Кавказа». После войны Бондарчук продолжил карьеру в армии, служил под Москвой, но вскоре решил вернуться к актерской работе.
В 1947 году во ВГИКе объявили дополнительный набор в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Будущий режиссер пришел на прослушивание и прочитал отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». За выступление он получил отличные оценки от приемной комиссии и был зачислен на третий курс института.
На курсе Сергей Бондарчук был одним из лучших студентов. Часто его приглашали играть в студенческих спектаклях и выступать на отчетных концертах. В это же время преподаватель Бондарчука режиссер Сергей Герасимов решил экранизировать роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». На роль одного из членов одноименной организации Бондарчук не подходил по возрасту. Однако Герасимов разрешил своему студенту самому выбрать любую другую роль в картине.
После «Молодой гвардии» (0+) Сергея Бондарчука стали звать в кино. Поначалу он снимался только в эпизодах, но в 1950 и 1951 годах он исполнил главные роли в картинах «Кавалер Золотой Звезды» (12+) и «Тарас Шевченко» (0+). За второй фильм в 1952 году он получил Сталинскую премию первой степени и звание народного артиста СССР. Василий Лановой писал: «Раскрытием на экране образа Тараса Григорьевича Шевченко Бондарчук заявил себя как победитель и сразу вошел в золотой фонд нашего киноискусства». В следующие несколько лет Бондарчуку стали часто давать главные роли.
Режиссура
В 1956 году Михаил Шолохов опубликовал в газете «Правда» рассказ «Судьба человека». Вскоре Сергея Бондарчука пригласили озвучить его для программы Всесоюзного радио. Исполнение артиста услышал сам Шолохов и прислал Бондарчуку телеграмму, в которой написал: «Теперь я не представляю другого артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал». В это время Бондарчук как раз решил попробовать себя в режиссуре. Он искал подходящий сценарий и в конечном итоге решил остановиться на «Судьбе человека».
Бондарчук долго не мог получить разрешение на съемки. В Союзе кинематографистов его считали хорошим актером, но не думали, что он сможет сам снять достойный фильм. Однако вскоре режиссер приступил к съемкам. Отсняли картину быстро — всего за семьдесят четыре дня. Главную роль в «Судьбе человека» исполнил сам Бондарчук.
Фильм вышел на экраны в следующем 1959 году и стал очень популярным. Его посмотрело около 40 миллионов человек. На советских и международных кинофестивалях «Судьба человека» удостоилась наград, среди которых были призы на конкурсах в Москве, Мельбурне и Сиднее. В 1960 году за эту ленту Сергей Бондарчук получил Ленинскую премию.
Вскоре после успеха «Судьбы человека» министр культуры СССР Екатерина Фурцева предложила Сергею Бондарчуку и Ивану Пырьеву экранизировать роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир». Иван Пырьев снимать картину отказался. А Бондарчук ради этого фильма отложил работу над экранизацией чеховской повести «Степь».
Сценарий для эпопеи Бондарчук написал совместно с Василием Соловьевым. Режиссер долго подбирал актеров для фильма, отказывал знаменитым артистам и устраивал длительные пробы. Чтобы найти исполнительницу роли Наташи Ростовой, он даже опубликовал в газетах объявление. Однако подходящую кандидатуру заметил сценарист Василий Соловьев в Ленинградском балетном училище, и на роль утвердили Людмилу Савельеву. Сам Сергей Бондарчук сыграл в «Войне и мире» Пьера Безухова.
Над экранизацией Бондарчук работал очень тщательно: несколько раз ездил в Ясную поляну, изучил рукописи Толстого, консультировался с научными работниками, чтобы в точности воспроизвести наряды, обмундирование войск, обстановку имений. В экранизации использовали как подлинные предметы начала XIX века, так и копии, которые изготовили специально для картины.
Съемки эпопеи продолжались около шести лет. Специально для фильма был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк. В сценах Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений участвовало около ста тысяч солдат, среди которых было полторы тысячи конных всадников. Для эпизодов изготовили свыше пятисот тысяч холостых патронов.
Съемки дались Бондарчуку тяжело, от стресса он даже пережил клиническую смерть. Первая серия эпопеи вышла на экраны в 1966 году и стала лидером проката. Следующие три части «Войны и мира» показали в 1967 году. Фильм был очень популярен. Четыре серии эпопеи в совокупности посмотрело свыше 135 миллионов зрителей.
Картина завоевала признание и за рубежом. «Война и мир» получила несколько престижных наград, среди которых «Оскар», «Золотой глобус» и премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.
В 1975 году Сергей Бондарчук вернулся к режиссуре и экранизировал роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Главные роли в фильме исполнили Василий Шукшин и Вячеслав Тихонов. Фильм стал одним из самых популярных в 1976 году, картина была удостоена Государственной премии РСФСР.
В 1986 году режиссер экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», в которой исполнил главную роль. С середины 1980-х Бондарчук работал над экранизацией романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Он хотел начать съемки эпопеи в 1986 году, но не получил средств от Госкино. В 1990 году Бондарчук подписал контракт с итальянской компанией и начал съемки «Тихого Дона» из-за финансовых трудностей инвестора работа над фильмом остановилась, а у Бондарчука начались серьезные проблемы со здоровьем.
Режиссер так и не увидел «Тихий Дон» в прокате. Он умер 20 октября 1994 года в Москве. Причиной смерти стала тяжелая болезнь. Сергея Бондарчука похоронили на Новодевичьем кладбище. «Тихий Дон» (12+) спустя двенадцать лет после смерти отца закончил Федор Бондарчук. Семисерийный телевизионный фильм вышел на экраны в 2006 году.