Военкоры собирают деньги для семей погибших летчиков, но официальная версия случившегося так и не озвучена.
В ночь с 14 на 15 января СМИ сообщили о крушении двух самолётов ВКС РФ в районе Азовского моря. В Кремле и Минобороны не подтвердили, но и не опровергли данную информацию. Спустя несколько дней военкоры уже собирают деньги семьям погибших летчиков, а официальная версия случившегося по-прежнему не озвучена. При этом ряд экспертов и телеграмм-каналов вообще сомневаются в том, что именно ВСУ нанесли удар по стратегически важным самолетам.
В составе ВКС России все самолеты серии А-50 входили в состав дислоцированной на аэродроме «Северный» в Иваново авиационной части. Она именуется авиационной группой боевого применения самолётов дальнего радиолокационного обнаружения 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава. По официально опубликованным данным, в составе части было 13 самолетов А-50 и восемь А-50У, не считая нескольких самолетов А-50, находящихся на хранении. А-50У, в отличие от А-50, обладает увеличенными дальностью полета и передачи радиолокационных данных на пункты управления.
Как пишет «IvanovoNEWS», авторы более десятка российских военных каналов (суммарно более 2,3 миллиона подписчиков) объявили о сборе помощи семьям погибших летчиков: «Хорошо было бы собрать по 500 тысяч на семью. Мы не вернем парней, но это наш способ показать, что мы ценим и помним их подвиг». За сутки было собрано 4 млн рублей; авторы указали, что необходим еще 1 миллион.
Впрочем, число погибших летчиков на сегодня точно не известно. Автор канала Fighterbomber сообщил, что на А-50 погибло 11 человек. Другие военкоры называют 12 военных летчиков. Сложность неофициальных подсчетов в том, что неизвестно, каким был в ту ночь экипаж А-50, и живы ли все, летевшие на Ил-22? Судя по фото, его сильно посекло осколками, а, значит, могло попасть и в экипаж. Скажем, блогер Юрий Подоляка, (участник встречи военкоров с Путиным в июле 2023 года), написал по самолет Ил-22, севший в Анапе:
«По моим данным пилот, который дотянул борт до аэродрома, был сам при этом тяжело ранен».
При этом, по версии врага, самолеты А-50 и Ил-22 сбило ПВО Украина. Однако, военный блогер, действующий военный летчик Fighterbomber заявил:
«Со стороны Украины не было пусков по воздушным целям».
А еще один военкор - Александр Арутюнов (Razvedosaa) – добавил:
«К лётному происшествию с нашими самолётами (небратья) отношения не имеют. Никакие их «Пэтриоты» там при всём их могуществе и дальнобойности – всё это мимо кассы».
Действительно, расстояние между предполагаемым районом крушения самолётов и линией фронта превышает 150 км. Это больше дистанции, на которую могут стрелять имеющиеся у противника С-300.
Да, Украина располагает батареями американских ЗРК Patriot. Однако поставленные к ним ракеты PAC-3 имеют дальность 40 км. Более старые PAC-2 могут поражать цели на дистанции 160 км. То есть для них дистанция является предельной. Поэтому, чтобы провернуть подобную операцию, ВСУ должны были заранее поставить комплекс на берегу Днепра, в ожидании появления наших машин. А это крайне маловероятно.
Как считает канал «Царьград», имеющиеся у ВСУ истребители МиГ-29 и Су-27, «не имеют достаточно дальнобойных ракет класса «воздух-воздух», а применить западные ракеты до получения F-16 они вряд ли могли бы, хотя гипотетически возможность поставить западную ракету на советский самолёт существует».
В общем, вероятность эффективного удара со стороны ВСУ крайне низкая. Тогда что же стало причиной трагедии?
Целый ряд специалистов выдвигает версию: причина случившегося – ошибка нашего собственного ПВО. Военный эксперт Михаил Звинчук написал в телеграм-канале «Рыбарь»:
«Отнюдь не теоретически возможен вариант «дружественного огня» со стороны российской ПВО. К сожалению, за два года подобных случаев хватало, а тенденции к исправлению и вовсе не наметилось».
В общем, сложилась ситуация, когда официально потеря самолетов и гибель экипажа не признана, а блогеры и СМИ вынуждены строить версии о причинах случившегося. Возможно, с точки зрения политической или военной, в этом есть логика. С моральной – точно нет. Об этом написал эмоционально яркий пост военный корреспондент Александр Коц:
«Сегодня же у нас какая-то необъяснимая информационная бледность - будь то гибель флагмана флота или самолета ДЛРО… Есть упавший А-50, есть спасенный Ил-22. С такой героической историей, что фильмы можно снимать. Да, произошла трагедия, но самоотверженность, с которой экипаж боролся за свою машину, простите за цинизм, информационно бьет украинское кривляние наотмашь. В конце концов, кривляться они будут в любом случае. И мы не увидим ничего, кроме этого кривляния. А могли бы, если бы организовали достойные проводы павшим. И глубокие интервью с выжившими по всем центральным телеканалам. А самолеты мы, в отличие от Украины, еще построим. Нам их клянчить по заграницам не надо. И хохла бы обязательно победим. Может быть хотя бы тогда назовем всех павших поименно. Не боясь, что об этом подумает противник».