«Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми...», - вспоминал Ободзинский.
Также 24 января День рождения баночного пива, Международный день эскимо, Международный день образования, Международный день женского спорта, День памяти жертв политических репрессий казачества и Праздник иконы Божией Матери Елецкая, а также в этот день в 1931 году в Москве был основан театр «Ромэн», самый старый из ныне действующих цыганских театров, а в 2011 году был осуществлен теракт в аэропорту Домодедово в Москве.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день известном советском исполнителе Валерии Ободзинском (1942-1997), пик популярности которого пришелся на 60-70-е годы прошлого века. Однако быстрый взлет обернулся для певца стремительным падением, долгим периодом забвения и запоздалым возвращением на эстраду, которое уже не могло спасти артиста.
Валерий Ободзинский был самоучкой: он никогда не заканчивал музыкальной школы и все мелодии разучивал на слух. Петь он начал на теплоходах и в небольших оркестрах, но уже к 25-ти годам выступал с сольной программой и собирал полные залы поклонников.
«Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Луна на солнечном берегу» — пластинки Ободзинского моментально расходились миллионными тиражами. В середине 1970-х артист давал концерты каждый день. Вся страна восхищалась его талантом и романтическим образом. Однако судьба распорядилась так, что в один момент Валерий Ободзинский по росчерку чиновничьего пера пропал с советских экранов, после чего в его жизни началась нескончаемая черная полоса.
Детство и юность
Валерий Ободзинский родился в семье поляка Владимира Ивановича Ободзинского и украинки Евгении Викторовны Казаненко в Одессе, на улице Петра Великого 24 января 1942 года.
Когда город был оккупирован немцами и румынами, маленького Валеру воспитывала бабушка Домна Кузьминична, работавшая дворником. Его дядя, который был на 3 года старше Валерия, украл у немца колбасу, что вызвало гнев последнего. Немец чуть было не застрелил обоих мальчишек. От смерти их спасла подоспевшая бабушка, которая бросилась в ноги к немцу и буквально стала целовать ему сапоги.
После школы Ободзинский сменил несколько рабочих профессий: работал кочегаром, натягивал пружины на матрасах, а также непродолжительное время проработал в артели, делая замки для мебели. В 1959 году 17-летний Валера снялся в эпизоде художественного фильма «Черноморочка» (0+), куда его привели прямо с улицы. В фильме он исполнил роль музыканта оркестра.
В 1962 году на гастролях в Иркутске Ободзинский познакомился с Нелей Кучкильдиной. Она стала его женой и родила ему двух дочек — Анжелу и Валерию.
Музыкальная карьера
Началом профессиональной карьеры исполнителя стала Костромская филармония. Затем молодой человек работал массовиком на пароходе «Адмирал Нахимов». После этого местом его работы стала Томская филармония, с концертами от которой он объездил всю Сибирь, а затем — и всю Россию.
После Томской филармонии Ободзинский вновь вернулся в Костромскую филармонию, на этот раз солистом. Во время гастролей за рубежом Ободзинский познакомился с болгарским композитором Борисом Карадимчевым. Борис подарил артисту свою песню «Луна на солнечном берегу». По просьбе Валерия поэт О. Гаджикасимов написал для песни русский текст.
В 1967 году Ободзинский отправился в двухмесячное гастрольное турне Омск — Красноярск — Томск — Хабаровск — Владивосток, концерты проходили с неизменным успехом. Именно в это время его узнала вся страна. Однако рост популярности привел к росту критики в официальных изданиях. Нередко его вырезали из концертов и записи «Новогодних огоньков».
В 1970 году вышла первая пластинка певца «Поет Валерий Ободзинский. Ценители творчества исполнителя отмечали, что голос Ободзинского — мягкий, приятный и деликатный, а его пение всегда прочувствованное, страстное и горячее, порой до гротеска.
Феномен Ободзинского заключался в своеобразной, самобытной манере исполнения, чрезвычайно востребованной в 1970-е годы. Ободзинский серьезно не учился пению, по существу он был самородком, с чрезвычайно развитым от природы музыкальным чутьем и слухом.
Цензура
Популярность Валерия Ободзинского в первой половине 1970-х годов была огромной, но, несмотря на это, вход на Центральное телевидение был для него закрыт после прихода в 1970 году на пост председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина.
На телевидении постепенно перестали снимать таких исполнителей, как Вадим Мулерман, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Лариса Мондрус и других. Есть мнение, что Лапин убрал этих людей по антисемитским соображениям (у них имелись еврейские корни). Председатель причислил к таковым и Ободзинского, который, однако, евреем не являлся.
Тем не менее, Ободзинским предпринимались тщетные попытки вновь выступить на Центральном телевидении. После записи одного из «Голубых огоньков» Сергей Лапин произнес фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Немедленно уберите Градского!» Ему возразили: «Это не Градский, а Ободзинский». — «Тем более: нам одного Кобзона хватит!».
Однако некоторое время «отлучение» от телевидения не сильно влияло на популярность артиста. Миллионные тиражи его грампластинок раскупались в короткие сроки после выпуска. Музыкальные критики даже отмечали творческий рост певца в начале 1970-х годов и расширение его репертуара. Тем не менее, запрет на участие в телевизионных программах сыграл свою роль, и об Ободзинском начали забывать.
Дальнейшая творческая судьба певца сложилась неблагополучно. Стремление заработать в то время не приветствовалось, более того, пошли слухи, что певец очень недоволен своими доходами и собирается покинуть страну. Все это привело к тому, что его выступления стали исключать из концертных и гастрольных программ. Попытка организовать гастроли в США также оказалась неудачной.
Поздние годы
Ободзинский очень тяжело переживал утрату былой популярности. Артист начал употреблять много горячительных напитков и разнообразных обезболивающих (о чем сам говорил в интервью) и тратить на это много денег. Из-за этого он часто срывал концерты. Поэтому в итоге исполнителю пришлось уйти со сцены.
В 1987 году Ободзинский полностью оставил сцену. Он развелся с женой, работал сторожем на галстучной фабрике, жил в незарегистрированном браке с одной из поклонниц, страдал алкоголизмом, профессиональным пением больше не занимался.
В начале 1990-х годов стараниями гражданской жены Анны Есениной Ободзинский почти поборол свои зависимости и возобновил творческую деятельность. Он записал альбом песен Александра Вертинского.
В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» прошло первое выступление певца после многолетнего перерыва. На концерте был настоящий аншлаг. После первой же песни зал взорвался аплодисментами — никто не мог поверить в то, что человек, прошедший через тяжелый алкоголизм и пристрастие к запрещенным веществам, сумел сохранить в чистоте свой голос.
Тогда же Ободзинский снялся в нескольких популярных телепередачах и дал несколько концертов в разных городах России. В одном из своих последних выступлений по телевидению в программе «Золотой шлягер» Валерий Владимирович сказал: «Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски… Прошло время».
Ободзинский скончался 26 апреля 1997 года на 56-м году жизни в Москве от сердечной недостаточности. Гражданская супруга исполнителя вспоминала: «На гражданской панихиде в ЦДРИ не было конца речам о том, как все дружили с Валерой и как его любили. А там стояла на специальной подставке его фотография в рамке со стеклом. И вдруг она упала на пол, и стекло со страшным грохотом разлетелось вдребезги. После этого все сразу заткнулись. Таким образом, Валера прекратил этот апофеоз уже оттуда, с небес».