Власти Калининградской области успокаивают местных жителей обещаниями о том, что авиасообщение с Петербургом и Москвой никуда не денется, как и поезда.
«Все оттенки синего» — так вкратце описал свои впечатления о перелете в Калининград корреспондент одного из российских изданий. Дело в том, что из-за так называемой воздушной блокады (закрытия воздушных пространств европейских стран для самолетов российских авиакомпаний в связи с военными действиями на Украине) маршрут перелета теперь пролегает главным образом над морем, и при ясной погоде можно насладиться его видом из окна. Правда, на этом плюсы внезапных перемен заканчиваются.
После закрытия европейского неба для российских авиаперевозчиков единственным доступным маршрутом для перелетов в калининградский аэропорт Храброво остался путь мимо Санкт-Петербурга над водами Финского залива и Балтийского моря. Продолжительность перелета из Москвы соответственно увеличилась не менее чем на час, из Северной столицы — не так существенно, приблизительно на 20 минут. Цены на перелеты повысились параллельно подорожанию всего остального, но пока не настолько, чтобы билеты стали недоступными «рядовым» россиянам. Перелет из Калининграда в Москву и обратно на ближайшее время стоит от 6 тысяч рублей без багажа.
Пока остается в силе и второй вариант маршрута в Калининградскую область — по железной дороге через территорию Литвы. Несмотря на введение пакета жесточайших санкций со стороны Евросоюза в целом и прибалтийских республик в частности, этот путь продолжает действовать — и, как утверждают в РЖД, пока работает бесперебойно. Билет в один конец из Москвы стоит чуть более 3 тысяч рублей за плацкарт и около 5 тысяч рублей за купе.
Железнодорожное сообщение с Калининградчиной гарантировано России давним соглашением, прилагавшимся к договору о вступлении Литвы в Евросоюз. Президент этой республики уже признала, что даже если бы официальный Вильнюс хотел остановить поезда, идущие из России в балтийский анклав, то не смог бы этого сделать — пока не расторгнуто упомянутое соглашение. Его, как утверждают политологи, Брюссель вряд ли решит аннулировать, поскольку оно имеет «базовый характер», то есть входит в пакет документов по принятию Литвы в состав Европейского Союза.
Конечно, поезд — это не самолет. Идет он долго, а с пересечением территории другого государства связаны определенные сложности. Еще относительно недавно, до закрытия литовских границ от российских туристов в связи с пандемией коронавируса, с «нестеровского» состава (названного так в честь населённого пункта Нестерово на границе с Литвой) можно было сойти в Вильнюсе, пройти там погранично-таможенный контроль и оказаться в Европе. Многие путешественники пользовались этим вариантом как сравнительно дешевой, по сравнению с самолетом, возможностью отправиться в Литву и далее куда-нибудь еще.
Перед началом военной операции российских властей на Украине, то есть до введения санкций, предполагалось, что с 31 марта туристы из РФ смогут посещать Литву, предъявляя на границе справку об отрицательном результате теста на коронавирус. Разумеется, въезд в эту страну разрешен только при наличии шенгенской визы. Останутся ли эти решения литовских властей в силе сейчас, после начала действия санкций, пока непонятно — как и то, захотят ли при таком раскладе россияне в принципе туда ехать. Выдача новых виз республики прекращена, но о тех, у кого они уже есть и продолжают действовать, никто ничего не говорит.
В целом, власти Калининградской области рассчитывают, что прошлогодний туристический бум, благодаря которому отдохнуть на российской Балтике решили многие тысячи отпускников, повторится и грядущим летом — даже несмотря на возникшие сложности с логистикой.
Глава пресс-службы правительства региона Дмитрий Лысков заверил, что полной воздушной блокады Калининградчины не будет ни при каких обстоятельствах, а увеличение продолжительности перелета не окажет существенного влияния на цену билетов. По этому поводу, конечно, возникают большие сомнения — особенно после слов областного министра по культуре и туризму Андрея Ермака, который гарантировал местным жителям субсидирование перелетов в Москву, если те очень сильно подорожают.
«Авиакомпании не планируют менять полётные программы и график. С точки зрения логистики, путь чуть дольше. Это не должно отразиться на стоимости билетов. Если и будет какая-то коррекция цены, губернатор поручил министерству развития инфраструктуры подготовить соответствующее обращение по субсидированию стоимости перелетов, если она будет увеличиваться», — пообещал Ермак, добавив, что вопрос с авиасообщением между Храброво и «остальной Россией» держит на контроле сама Росавиация.
Впрочем, общая ситуация в стране уже начала отпугивать туристов, которые собрались было посетить Калининградскую область весной. На лето забронированы около 37% отелей в приморской зоне региона, но местные власти пока отказываются прогнозировать, что будет с планами отдыхающих в ближайшие месяцы и сохранится ли их интерес к балтийскому берегу на прошлогоднем уровне. Зато, по словам калининградских чиновников, россияне прямо-таки рвутся в местные санатории: там на высокий сезон выбрано уже порядка 80% вариантов размещения.
Вызывают опасения и некоторые другие аспекты — например, энергетическая стабильность региона. Его губернатор Антон Алиханов успокоил сограждан заявлением о том, что за последние десять с лишним лет была сформирована инфраструктура, позволяющая Калининградской области существовать «в режиме энергетического острова», и она уже «оттестирована».
Глава области признал, что существуют определенные проблемы с поставками грузов, но, по его словам, в ближайшее время все это разрулится — в том числе за счет запуска нового (третьего по счету в дополнение к двум имеющимся) парома на переправе между Калининградской областью, Ленинградской областью и Санкт-Петербургом. До конца года, утверждает Алиханов, на маршрут выйдет и четвертое судно. «Поэтому у нас есть и альтернативные пути доставки этих грузов», — подытожил губернатор.