Фильм рассказывает о том, как в 2014 году на Донбассе разгораются боевые действия.
Всего год прошёл со дня премьеры фильма Евгения Пригожина «Солнцепёк», но и этого времени хватило, чтобы понять, насколько правы были авторы, предчувствуя глобальные изменения на Донбассе. Создатели картины признают, что происходящее на экране далеко не всегда по уровню своей жестокости сопоставимо с правдой жизни, с которой пришлось столкнуться местным жителям.
Фильм рассказывает о том, как в 2014 году на Донбассе разгораются боевые действия. После кровавого переворота в Киеве, Луганская и Донецкая Народные Республики решают отделиться от Украины, с которой им больше не по пути. Бывшие сослуживцы по Афганистану встречают происходящее по разные стороны баррикад. Один записывается добровольцем в нацбатальон, другой пытается вывезти семью из горячей точки, но сталкивается с совершенно потерявшими человеческий облик мародерами. Чудом уцелев в развязанной уголовниками резне, главный герой «Солнцепёка» Влад Новожилов лишается и денег, и документов. Почти сразу он устраивается водителем в скорую помощь в Луганске. И работы у него с каждым днём всё больше: украинские военные активно обстреливают областной центр из минометов и «Градов», а потом и вовсе устраивают авиабомбардировку. Сюжет фильма «Солнцепёк» не самый простой, а уж подан он и вовсе нестандартно для российского кино – здесь много насилия и порой жестоких эпизодов. Инициатором съёмок картины выступил петербургский предприниматель Евгений Пригожин, настаивавший, чтобы эпизоды были максимально правдоподобны. Его идея сработала, кино стало весьма достоверным и стряхнуло со многих маску безразличия.
В прошлом году, когда вышел «Солнцепёк», тема обстрелов Киевом Народных Республик в российских СМИ практически не муссировалась, так что картина стала для многих полной неожиданностью. Одно дело читать новостные заметки в телеграм-каналах, где рассказывалось об очередном погибшем ребёнке Донецка при украинской бомбёжке, и другое – увидеть художественный фильм со звёздами вроде Владимира Ильина или Алексеем Кравченко, где донбассовцев попросту уничтожают. Вот паренька держат в клетке, только потому что он разговаривает на русском языке, а его товарищу подрезали жилы на ногах, чтобы он не мог сбежать. При этом самолёты украинской армии бомбят мирный Луганск, а её «Грады» разносят в клочки один посёлок за другим. Массовый зритель к такому зрелищу был попросту не готов.
- И начиная с 2014 года по сегодняшней день эта тема в любом случае актуальна сама по себе, - отмечает продюсер фильма Алексей Колдаков. - Благодаря «Солнцепёку» многие в моём окружении узнали, что многочисленные бомбёжки мирного населения начались уже тогда. Спрашивали: «Неужели там действительно такое происходило?». Да, действительно. Они были поражены, что фильм основан на реальных событиях.
При этом кровавые сцены далеко не всегда утрировали насилие, которому подвергалось мирное население Донбасса. Во всяком случае авторы считают, что они даже сгладили какие-то углы.
- Жизнь на самом деле жёстче, - уверяет сценарист картины Владимир Измайлов. - Мы зрителя пожалели. Чтобы было понимание, о чём я говорю, фильм — это два часа, а в Луганске в 2014 году всё это происходило каждый день.
Едва ли не главным посылом, который был заложен в «Солнцепёке», являлся тот, что дальше так продолжаться не может. Народные Республики нельзя оставлять в беде, с которой им приходится жить много лет без какой-либо поддержки «цивилизованного Запада», сознательно закрывавшего глаза на Аллею ангелов (мемориальный комплекс Донецка в память о детях, погибших в ходе войны в Донбассе), и на лишения мирных жителей. И в этом плане кино стало предвестником спецоперации, которую объявил Владимир Путин 24 февраля.
- Фильм появился в то время, когда это было нужно, - рассказал режиссёр «Солнцепёка» Максим Бриус. - Раньше эта тема сильно не затрагивалась. Поговорка есть: русские долго терпят, а потом больно бьют. Примерно так и получилось. Терпели-терпели, пытались договориться, решить всё мирным путём, но не получилось. Как говорит наш президент, если драка неизбежна, нужно бить первым. В этом русле все и получилось.