По оценкам эксперта, Россия все больше скатывается на путь изоляционизма
Европейский союз утвердил санкции против глав российских силовых ведомств из-за дела оппозиционера Алексея Навального. В частности, в черный список включены несколько официальных лиц: санкции введены против главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, директора Росгвардии Виктора Золотова, генерального прокурора Игоря Краснова и директора ФСИН России Александра Калашникова. Министерство торговли США в свою очередь внесло в черный список 27-й Научный центр Министерства обороны РФ, девять компаний из России, три – из Германии и одну – из Швейцарии. О том, чем чреваты для нашей страны новые ограничения – «Блокноту» рассказал основатель адвокатского агентства «Законовед», адвокат Григорий Сарбаев.
Введены преимущественно персональные санкции, поэтому угроз российской экономике или энергетическим проектам они не несут. В этой ситуации намного важнее другое.
Санкции введены в рамках абсолютно нового правового режима, принятого Евросоюзом в прошлом году. Он называется «Глобальный санкционный режим по защите прав человека» (EU Global Human Rights Sanctions Regime).
Этот режим создал возможность вводить санкции за нарушение прав человека, то есть неотъемлемых, независимых от государства прав личности, обеспечивая таким образом защиту Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году на территории всей Европы и от имени всей Европы, а не только отдельных стран. При этом он действует без географической привязки к стране, в данном случае - России, а в отношении конкретных лиц, причастных к нарушению прав человека. И если раньше отдельные страны ЕС могли лишь запретить им въезд на свою территорию, то сейчас речь идет и о блокировании собственности, а также банковских счетов и предоставлении финансовых услуг.
Когда такие санкции вводят против руководителей правоохранительных структур государства – это, безусловно, дискредитирует систему в целом.
Фактически Европейский союз утверждает, что руководство нашей правоохранительной системы виновно в нарушении прав человека, то есть тех прав, о которых говорит эпохальная декларация ООН 1948 года.
Это, в свою очередь, означает их «нерукопожатность» и свертывание программ международного правового сотрудничества на уровне правоохранительных структур, сокращение научных мероприятий, стажировок и т.п.
Россия, с одной стороны, остается лидером по количеству поданных на нее жалоб в Европейский суд по правам человека, а с другой - все больше скатывается на путь изоляционизма в юридической сфере.
Подобная изоляция, очевидно, приведет к усугублению проблем всей юридической вертикали, начиная с правоохранительных органов и судов, заканчивая системой исполнения наказаний. А вот это, в свою очередь, ударит по россиянам, как полицейская дубинка.