В очередном интервью руководитель Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский рассказал о некоторых успехах в контроле миграции и планах его ведомства на ближайшую перспективу. В целом шеф ФМС оптимистичен (как всегда), хотя из его слов можно сделать вывод, что далеко не все ко всем острым проблемам в сфере миграции найдены решения.
Миллионы мигрантов: о каком развитии экономики следует говорить?
По мнению Ромодановского, большой поток трудовых мигрантов в Россию – признак того, что экономика страны развивается. Может, и можно было бы согласиться с таким взглядом на ситуацию, да только вопрос: сколько их едет, откуда, какой квалификации эти гастарбайтеры? Ответ хорошо всем известен и виден на улицах наших городов: едет слишком много, едут в основном из стран СНГ (70 процентов), едут, как правило, не имея квалификации и знания русского языка. Какую экономику могут создавать специалисты такого класса в миллионном исчислении? Будет ли она эффективной, высока ли в ней будет производительность труда?
Сегодня производительность труда в России составляет около трети от производительности труда в развитых странах мира. Есть, куда расти. И не правильнее ли обеспечить развитие экономики ростом интенсивным – за счет повышения эффективности труда, а не за счет роста экстенсивного – за счет массового применения дешевой неквалифицированной рабочей силы?
Ромодановский, в других случаях уходя от ответа на «политические» вопросы со ссылкой на ограниченность своей компетенции, в данном вопросе по-прежнему непререкаем: мы не можем вводить визы, поскольку политика России направлена не на разрыв, а на укрепление связей со странами СНГ, развитие ЕврАзЭС, Таможенного союза и т.д.
Если не визы, то что?
Резон в таком подходе к визовому режиму есть, если только решена проблема с огромными излишками предложения рабочей силы внутри границ России иностранцами из СНГ.
Но эта проблема как раз и не решена. Сегодня в стране 11,1 миллионов иностранцев, и 3,6 миллиона из них не имеют права находиться на территории РФ, так как нарушили установленные законом сроки пребывания здесь. В ФМС признают, что необходимо разработка более совершенного механизма определения нужного числа трудовых мигрантов, и система квотирования слишком громоздка, растянута во времени и трудна для контроля. Над созданием новой системы, как говорят представители ФМС, идет напряженная работа. В частности, ведется подготовка международных соглашений о так называемом организованном наборе иностранных работников: последние будут проходить предварительный отбор и подготовку еще на территории стран исхода. Что ж, поскорее бы заработал хоть какой-то отбор перед въездом…
Челночная миграция. 21-й век…
Кроме того, пока еще существует и такая проблема, как возможность иностранцу «заработать» очередные 90 суток свободного пребывания в РФ путем кратковременного выезда за пределы нашей страны. Ближайшая граница – граница с Украиной, поэтому туда из центрального региона едут ради штампа пограничников сотни и тысячи иностранцев. Часто в пути они подвергаются поборам со стороны различных проверяющих, но предпочитают именно такой способ временной (на 90 дней) легализации последующего пребывания в РФ. А транспорт получает дополнительную нагрузку… Правда, уже внесен в Государственную Думу закон, согласно которому право на свои законные новые 90 суток в нашей стране иностранец может получить только через три месяца после выезда из России.
Прогресс все же есть!
Но безусловным достижением ФМС можно считать введение в 2013 году системы наказаний за административные нарушения миграционного законодательства. Если человек не укладывается (не находит работу, не покупает патент и т.д.) в 90 суток (плюс еще 30 дней «на сборы») и выезжает позднее, информационная система ФМС автоматически фиксирует данное нарушение и иностранец попадает в «черный список». То же самое происходит с теми, кто совершил два правонарушения за год или не оплатил штраф. На ближайшие три года таким въезд в РФ закрывается. С начала года въезд в Россию закрыт более чем для 390 тысяч иностранцев.
Если же нарушитель не желает сам покинуть Россию, он принудительно выдворяется за пределы страны, при этом въезд ему запрещается уже на пять лет, за повторное нарушение – на 10. При попытке въезда в РФ на такого гражданина заводится уголовное дело. Сейчас уже выдворены или депортированы более 50 тысяч мигрантов.
Что ж, можно предположить, что столь категоричная система наказаний окажет серьезное дисциплинирующее влияние на всех приезжих в безвизовом режиме, и стремления обойти каким-либо образом систему легализации у трудовых мигрантов будет все меньше. Остаются, правда, еще некоторые нерешенные проблемы: не охваченные постоянным наблюдением границы на юге, отсутствие для мигрантов ответственности за постановку на миграционный учет (она возложена на принимающую сторону), неясность с медицинским страхованием приезжих и т.д. Но радует хотя бы тот факт, что прогресс в системе контроля миграции все же есть. Посмотрим, как будут развиваться события.
Самое интересное: