![НАТО и география: как Москва стала приграничным городом НАТО и география: как Москва стала приграничным городом](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/10/65553c99766011eeac74261105627a54_upscaled-1005x605.jpeg)
И будь президентом России хоть Немцов, хоть Явлинский – кровопролития было не избежать.
Митрофанушка не хотел изучать географию, мол, извозчик довезет куда надо. Да и в наше время география представляется многим ненужной наукой – самолет доставит тебя и в Дубай и в Египет, и куда угодно еще, и даже в машине навигатор доведет до любой точки в городе – не нужно ничего знать. Но в политике так не работает. Нужно знать - где именно? - и при том точно. Недаром даже имеется не то наука, не то верование – геополитика, на стыке двух дисциплин. Владимир Вольфович был большой специалист по ней.
География определяла, определяет и будет определять многое в СВО. Без нее не понять логику действий как российского руководства, так и коллективного Запада. Постараемся рассмотреть на конкретных примерах как география обуславливает те или иные шаги лидеров.
Первопричиной СВО Кремль называет недопущение расширения НАТО. Чем оно опасно? Мы как-то уже писали, что ни одно вменяемое правительство не желает иметь соседом силу, способную ограничить его в своих действиях, создать неприемлемую угрозу, смотри действия США во время Карибского кризиса. Также и Россия, Эстония не страшна сама по себе, как и Куба Америке, но очень неприятна как член НАТО (Гавана автоматически становится очень опасна для Вашингтона при ядерном оружии СССР). В случае чего (допустим, дальнейшего ухудшения положения русского меньшинства) разобраться с ней будет очень сложно.
До 1990 года НАТО было удалено от жизненных центров страны на приличное расстояние. От Москвы до Норвегии было 1600 километров, до ФРГ – 1800. После присоединения Прибалтики к НАТО расстояние от Москвы до границ НАТО стало 600 километров. В случае вступления Украины в НАТО от ее границ до столицы России – 400 километров. Но РФ это не только Москва. На расстоянии вытянутой руки оказываются от Украины четыре атомных станции, Курская АЭС вообще в 60 километрах. Про Крым с Севастополем – базой Черноморского флота и говорить нечего. Также под «контролем» НАТО оказывается все Черноземье, Нижнее и Среднее Поволжье, весь Северный Кавказ. А с учетом Эстонии и Финляндии НАТО «просматривает» весь север Европейской части России. Санкт-Петербург как и до 1939 года - приграничный город. А если еще вступает в НАТО Грузия, то Россия оказывается полностью зажатой на Черном море, как и на Кавказе. По сути, РФ вытесняется за Волгу, к Уралу и далее в Сибирь, ибо только там можно будет размещать относительно безопасно важные объекты обороны.
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/10/0cf1e07c759011eebd3092669a1675b3_upscaled-800x800.jpeg)
Вообще, наше население и даже государственные мужи до сих пор не осознали драматических перемен по части географии и геополитики, произошедших после 1991 года. До того, граница была понятием условным для подавляющего большинства жителей страны. К ним вполне были применимы слова из «Ревизора» - «отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Потом же случилась катастрофа. Достаточно сказать, что столица государства – Москва, стала приграничным городом. А ведь того она привычно считалась находящейся где-то в центре. До границы с Польше по прямой было 920 километров. При этом Польша была дружественной подконтрольной страной, а за ней располагалась ГДР, не менее безопасная.
А Ельцин и компания обнулили три века русской истории, и отбросили страну не то в XVII, не то в XVI век. Брянск, Курск, Белгород – города глубоко провинциальные, в том смысле, что крайне далекие от любой заграницы, оказались на этой самой границе, при том крайне враждебной, и пожинают сегодня уже почти два года в полной мере все прелести прифронтовой жизни. Центральная, корневая Россия после 1991 года стала западной окраиной, и мы называем ее «центральной» только по инерции. А если в НАТО войдет и Белоруссия, то фигурально выражаясь, к виску России будет приставлен пистолет.
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/10/d8d409ac75a211ee9348d20dae950626_upscaled-800x800.jpeg)
Но и на юге и востоке ситуация не лучше. Приграничными стали такие города как Астрахань, Волгоград, Волгодонск, Ростов на Дону, Оренбург, Магнитогорск, Челябинск, Курган, Омск. Сочи в буквальном смысле находится на границе, и если бы не буфер в лице Абхазии, непонятно как бы там прошла Олимпиада в 2014.
Ясно, что словам Запада 1989-1991 гг. и последующих лет о том, что России ничего не будет угрожать, что НАТО – миролюбивый, сугубо оборонительный блок верить нельзя было в принципе. Сегодня, когда НАТО в экстренном порядке передает Киеву оружия и боеприпасов на десятки и десятки миллиардов долларов на убийство русских солдат, эти заверения Бейкера и Коля Горбачеву выглядят особенно пикантно.
Так что СВО была запрограммирована даже не в 2014, не в 2022, а в 1991 году. И будь президентом России хоть Немцов, хоть Явлинский – кровопролития было не избежать. Объективные интересы обороны страны толкали бы их к действиям, направленным на срыв планов НАТО по расширению, на противодействие ухудшению геополитической обстановки.
И сегодня география диктует стратегию кампании. Весной 2022 войска РФ были выведены с севера Украины, но не с юга – необходимо было сохранить любой ценой сухопутный коридор в Крым, и не допустить к Азовскому морю ВСУ. В противном случае незащищенным оказывался бы Крымский мост. Днепр оказался реальной разделительной чертой, за которую отошли российские войска, поскольку уничтожение мостов через него угрожало полным срывом снабжения группировки на правом берегу. Хоть на дворе XXIвек, а гидрографию никто не отменял, реки также представляют собой препятствия, как и во времена Дария, когда он шел со своим войском на скифов в причерноморских степях, где сегодня гремят бои, 2500 лет назад.
![](http://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/11/IMG_0765-800x800.jpeg)
География Украины, кстати, уже сильно изменилась в результате боевых действий после спуска Каховского водохранилища. Плотины на Днепре являются слабым местом Украины. Стоит пробить Киевскую ГЭС, и половина столицы уйдет под воду за несколько часов. В свое время, после аварии, запустела Чернобыльская зона. Теперь могут зарасти подлеском десятки тысяч гектар полей вблизи фронта. Мы уже писали, что меняется индустриальный ландшафт Донбасса, а теперь может измениться и сельский пейзаж в Новороссии от Харькова до Херсона.