Си Цзиньпин поставил перед НОАК цель стать ведущей мировой боевой силой к 2049 году.
В Китае масштабные кадровые перестановки в правительстве — сразу три министра были уволены без объяснения причин. Должностей лишились министры обороны, финансов, а также науки и технологии. Причины таких кадровых решений не сообщались.
Пост министра финансов занимал Лю Кунь, министром науки и технологий был Ван Чжиган. Оба занимали свои посты более пяти лет, а минувшей весной их полномочия были продлены ещё на один пятилетний срок.
66-летний Лю Кунь имел долгую политическую карьеру. Начал с обычного рабочего, потом работал на различных должностях в администрации провинции Гуандун, в 2010 году стал вице-губернатором Гуандуна. Заместителем министра финансов страны Лю Кунь стал в 2013 году, а министром финансов — спустя пять лет, в 2018-м.
Ван Жиган имеет схожую судьбу. Работал простым инженером, потом в различных технологических компаниях, вступил в компартию. В 2011 году стал вице-министром науки и технологий, а в 2018-м стал министром.
Министр обороны Ли Шанфу продержался на своем посту менее года. Его не только уволили с высокой должности, но и лишили места в Госсовете и Центральном военном совете КНР.
История с Ли Шанфу началась ещё в августе, министр просто пропал из поля зрения, на что обратили внимание журналисты.
Ли Шанфу 65 лет, он сделал хорошую военную карьеру, занимая различные должности в НОАК. В частности, Ли руководил несколькими запусками ракет, в том числе отправлял на орбиту лунный зонд «Чанъэ-2» в 2010 году. Также военный был начальником штаба Главного управления вооружений народной освободительной армии Китая (НОАК), а также замкомандующего Силами стратегической поддержки армии, которые отвечают за киберпространство, космос и другие высокотехнологичные боевые действия. Работал Ли в Центральной военной комиссии, входил в центральный военный совет Компартии Китая.
С 2018 года Ли находится под американскими санкциями «за участие в значительных сделках с лицами, подпадающими под санкции», а именно за сделки, связанные «с передачей Россией Китаю боевых самолетов Су-35 и оборудования, связанного с зенитно-ракетным комплексом С-400».
Министром обороны Ли Шанфу назначили в январе этого года, а в апреле он совершил свой первый зарубежный визит — в Россию, где встречался с коллегой Сергеем Шойгу, а также с президентом РФ Владимиром Путиным. Также министр совершил визит в Индию, а позже снова был в России.
В сентябре западная пресса стала писать о том, что в отношении министра Ли Шанфу ведется антикоррупционное расследование. Официальных сообщений на этот счет тогда не было. В последний раз на публике его видели 29 августа, он выступал на Китайско-африканском форуме по вопросам мира и безопасности.
Есть предположения, что причинами отставки могли стать нарушения во время работы в ракетных войсках, считает китаист, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он отметил, что похожая ситуация произошла с отставкой министра иностранных дел КНР Цинь Гана.
Китайские СМИ отмечают, что «неясно, предвещает ли отстранение Ли дальнейшую перетряску в вооруженных силах, которые подвергаются самой драматической модернизации в истории Китая».
Си Цзиньпин поставил перед НОАК цель стать ведущей мировой боевой силой к 2049 году. Особенно серьезное внимание отводится борьбе с коррупцией. Как утверждает SCMP, несколько бывших и нынешних командиров ракетных войск находятся под следствием.
Ранее стало известно, что доля юаня в глобальных платежах рекордно выросла.