Кто крайний? В Санкт-Петербурге ищут виноватых в пожарах пассажирских автобусов

ПроисшествияОбсудить в телеграм
Кто крайний? В Санкт-Петербурге ищут виноватых в пожарах пассажирских автобусов

В ответ на аварии, произошедшие с лазурными автобусами досконально проверен лишь один из поставщиков общественного транспорта.

После запуска транспортной реформы петербуржцы регулярно видят в новостях сообщения о загоревшихся автобусах. Всего за год от огня пострадало 12 машин разных производителей на парк 4,2-5 тыс. единиц. С точки зрения статистической, это ниже среднероссийского уровня. Однако, реакция власти была показательно жесткой – в мэрии заявили, что временно прекращают использование одной из партий автобусов, поступивших  город.

Под горячую руку попал «Волгабас Групп». При этом, как отмечают эксперты, наибольшее число возгораний приходится на автобусы белорусского производителя «МаЗ». Последняя авария с МАЗом произошла 29 июля в Пушкинском районе Санкт-Петербурга на Пулковском шоссе. Насколько вообще оправданы столь жесткие меры вокруг пассажирских автобусных перевозок Санкт-Петербурга?
 
Если взять статистику пожаров автобусов по РФ, то ежегодно их происходит порядка 500-600. Где-то на 56,7 - 61 тыс. городских пассажирских автобусов. (Их число тоже колеблется год от года). То есть, в среднем пожар случается у 1% машин.

В Санкт-Петербурге на парк порядка 4,2 тыс. автобусов (в мэрии после начала реформы называют цифру в 5 тыс.) за год пришлось 12 возгораний. По некоторой информации, их было около 20, но ряд случаев по каким-то причинам не вошел в статистику. Так или иначе, при любых вариантах, это более чем в два раза меньше среднего показателя по России.

Сгоревший автобус.

Но, безусловно, любое возгорание автобуса – ситуация более чем малоприятная. Особенно, если это одна из новых машин, поступивших в рамках транспортной реформы в Северную столицу. Зачастую возгорания происходят на глазах людей и сразу попадают в социальные сети. И получается: чиновники рассказывают о том, как в ходе реформы выводят на дороги города более 2800 новых лазурных автобусов, а местные паблики и СМИ смакуют не будущие выгоды пассажиров, а очередное возгорание.
 
Сегодня работу рынка общественных перевозок северной столицы обеспечивает техника почти всех крупнейших производителей автобусов - ГАЗ, КамАЗ, Волгабас и белорусский МАЗ. Как ведут себя производители в момент острого негодования городских властей, и что они предпринимают в качестве контрмер, попытался разобраться наша редакция.
 
За год автобусы, как минимум, трех марок попали в ЧП с возгораниями. Летом 2022-го года меньше чем за два месяца сгорело пять машин. Сначала с разницей в две недели пострадали два новых белорусских МАЗа. Потом за одни выходные вспыхнули две машины ЛиАЗ, которые собирают в Подмосковье. А еще через несколько недель огонь охватил еще один МАЗ.
 
Сообщения о пожарах продолжили появляться осенью. В ночь на 2 октября загорелся еще один МАЗ, а 4 октября произошел инцидент с машиной марки Волгабас, который делают в Волгоградской области. Сообщения о возгораниях появлялись в ноябре, декабре и в январе - они возникали как на МАЗах, так и машинах других производителей.

Волжский автобус на улицах Питера.

Летом 2023-го проблемы у петербургских автобусов продолжились. Согласно открытым данным и публикациям СМИ, в 2023 году в городе зафиксировано не менее девяти инцидентов. Только с начала лета в Санкт-Петербурге произошло пять случаев возгорания автобусов. Например, 26 июня полностью выгорел автобус МАЗ на Ланском шоссе. До приезда пожарных водитель пытался справиться с возгоранием, но огнетушитель закончился, и салон вспыхнул буквально за минуту.
 
4 июля на Белградской улице, 7 июля в Стрельне у Константиновского дворца   и  8-го числа на Кузнецовской улице возникли возгорания в рейсовых машинах марки Волгабас.  Во обоих случаях, пассажиров в салоне не было, а пресс-служба компании пояснила, что инциденты с техникой произошли во время проверок, либо при перегоне техники на ремонт. Как пояснил сотрудник профильного журнала по спецтехнике «Грузовик Пресс» Андрей Михайлов, главная причина – это летняя жара, при которой машины работают на пределе возможностей по части охлаждения.

В разгар инцидентов активист Красимир Врански обратился в прокуратуру и Ространснадзор с требованием убрать символ транспортной реформы - «лазурные автобусы» - с улиц города.  В итоге, 14 июля, вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков провел совещание с компаниями-перевозчиками и представителями заводов-изготовителей автобусов. На этом совещании он как раз и озвучил статистику: в городе сгорело 12 из 5000 эксплуатируемых автобусов всех марок.
 
И хотя чиновник сам отметил, что это статистическая капля в море, в мэрии решили действовать достаточно жестко. Власти приняли решение приостановить «Пассажиравтотрансом» эксплуатацию партии из порядка 30 автобусов Volgabus, поступивших в 2022 году. В Волгабасе – единственном из всех производителей ответившем на запрос редакции, пояснили, что проверка техники заняла четыре дня, что экспертиза подтвердила отсутствие нарушений и дефектов уже 20 июля Волгабасы снова вышли на маршруты города.

Чиновники мэрии на проверке автобусов.

Стоит отметить, что отзывная кампания и все проверочные работы проведены Волгабасом в сжатые сроки. Такого для Санкт-Петербурга пока не делал ни один производитель. По большому счету, в этой ситуации можно только посетовать, что другие производители действуют не столь оперативно и предпочитают отмалчиваться.  
 
Открытым остается вопрос о том почему под справедливый, но репрессивный аппарат мэрии попали только волжские автобусы?

Уже 29 июля на Пулковском шоссе загорелся очередной лазурный МАЗ - его можно узнать на фотографиях по характерным очертаниям и линиям. Стоит отметить профессиональные действия водителя автобуса, который оперативно вывел пассажиров на улицу. Как подчеркнули в ГУП «Пассажиравтотранс», мужчина действовал строго по инструкции.

Профессионализм водителя, безусловно, заслуживает высокой оценки, но как характеризовать действия МАЗа, техника которого воспламеняется при работе на городских линиях. Напомним, что возгорания Волгабасов произошли при обкатке техники на ремонтных работах.

Стоит отметить, что белорусский МАЗ является ключевым поставщиком автобусов для Санкт-Петербурга. В городе также работает значительное число автобусов Группы ГАЗ. Но о проведении проверок в отношении их техники ничего не известно.  
 
Издание направило запрос белорусскому автопроизводителю, — в чем причина возгораний и какие меры МАЗ собирается принять для устранения неполадок?  На момент подготовки материала комментариев автозавод не предоставил.

29 июля на Пулковском шоссе загорелся очередной лазурный МАЗ.

Вместе с тем именно после массовых возгораний МАЗа пресса начинала активно муссировать вопрос безопасности минских машин. И в какой-то мере, претензии были обоснованные. Как заявлял в СМИ редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков: именно МАЗ возглавляет статистику по количеству возгораний в городе. По мнению эксперта, «МАЗ выпускал автобусы в авральном режиме, поэтому из-за некачественной сборки возникают неполадки с техникой».
 
Можно допустить, что столь существенная проверка со стороны властей объяснима реакцией общественников и нежеланием мэрии вступать с ним в пикировку. Однако в данной ситуации Смольному стоит быть до конца последовательным и проверить всех автомобильных перевозчиков на их соответствие нормам безопасности.
 
Редакция направила остальным компаниям, поставляющим автобусы в Северную столицу, запросы, спросив: какие меры предпринимаются для недопущения повторения инцидентов и аварий с их техникой, однако ни одна из компаний не ответила на вопросы редакции.  

«А мы тут дроны клепаем и «Орешники» строгаем»: в Санкт-Петербурге умер малыш, родители которого не верят в медицину

Калининград возьмут в осаду: война с НАТО начнется на Балтике с украинской провокации

«Извиняюсь за аморальное поведение»: блогерша, справившая нужду у Казанского собора в Петербурге, стала обвиняемой

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

«Не хочу, не буду»: избранная мэром жена водителя бывшего главы города не пришла на собственную инаугурацию

ОБЩЕСТВО

После избрания новоиспеченный мэр города долгое время не выходила на связь, а в назначенный день не явилась для вступления в должность.

«Позорно»: главу Мюнхенской конференции высмеяли за слезы на закрытии

В МИРЕ

Американский предприниматель Илон Маск назвал политика «жалким»

«Россия воюет на Украине в интересах США»: цель Трампа уничтожить ЕС и евро, возродив монополию доллара в мировой экономике

В МИРЕ

Конфликт с Незалежной был нужен Америке для того, чтобы окончательно рассорить нашу страну с Европой.

Высоко сидим, далеко глядим: британцы послали «черную метку» полетевшему в ОАЭ Зеленскому

В МИРЕ

Статья с обвинениями ВСУ вышла в авральном порядке, как только британская разведка узнала о поездке Зеленского для торгов с «посредниками» по переговорам.

«Крах неизбежен»: эксперты рассказали о том, когда закончится СВО

В МИРЕ

На Западе назвали два возможных исхода украинского конфликта.

«Распил Украины стартовал»: в Эр-Рияде может решиться судьба СВО

В МИРЕ

Запад делит Незалежную без Зеленского — ему остаётся только ждать приказов.