Во время войны актриса выступала перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском.
Также 11 февраля День довольных одиночеством, Всемирный день брака, День рождения парохода, День Аэрофлота, Международный день женщин и девочек в науке и Собор Екатеринбургских святых, а также в этот день в 1838 году по железной дороге от Санкт-Петербурга до Царского Села были пущены поезда на конной тяге, в 1940 году начался прорыв линии Маннергейма, завершившийся капитуляцией Финляндии, а в 2017 году пяти островам Курильской гряды были присвоены имена.
Подробнее поговорим о родившейся в этот день советской актрисе театра и кино, певице, народной артистке СССР Любови Орловой.
Орлова - одна из самых ярких звезд советского экрана конца 1930-х — начала 1940-х годов. Актриса получила огромную популярность, снимаясь главным образом в фильмах своего супруга Г. В. Александрова, среди которых были картины «Веселые ребята» (1934, 6+), «Цирк» (1936, 0+), «Волга-Волга» (1938, 6+), «Светлый путь» (1940, 12+) и «Весна» (1947, 12+). Творческая деятельность актрисы способствовала развитию жанра музыкальной кинокомедии.
Любовь Орлова с детства занималась музыкой, потом училась хореографии и пению, брала уроки актерского мастерства. В фильмах она сама пела, танцевала и выполняла акробатические этюды. В кино и на сцене актриса сыграла не так много ролей, но при этом была примером для всех девушек Советского Союза, которые даже одевались и причесывались «под Орлову».
Детство и юность
Любовь Орлова родилась 11 февраля 1902 года в городе Звенигород Московской губернии. Ее отец принадлежал к дворянству Полтавской губернии и служил в военном ведомстве. Мать также происходила из старинного дворянского рода. По материнской линии актриса состояла в дальнем родстве со Львом Толстым. У Любови дома хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник», которое было подписано и подарено маленькой Орловой самим писателем.
В 1919 году Орлова окончила Московскую среднюю школу, после чего училась в Московской консерватории по классу фортепиано. Однако из-за трудного материального положения, а также из-за проявившейся формы болезни Меньера, связанной с поражением слуха, учеба в консерватории не была окончена.
С 1922 по 1925 год Любовь Орлова училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС) и параллельно брала уроки актерского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссера Художественного театра.
Начало трудовой деятельности
В 1920−26 годах Любовь Орлова работала преподавателем музыки и тапером (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы, а также выступала с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».
После окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год Орлова — хористка, а затем актриса Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко. В 1930 году супруг Орловой, советский чиновник, был арестован по делу Трудовой крестьянской партии и сослан в Казахстан.
Как артистка хора и кордебалета, Орлова была занята, в основном, в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях ее музыкальный и драматический талант многим бросался в глаза. После того, как материальное положение Орловой катастрофически ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить собственную карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноименной оперетте Ж. Оффенбаха вывела ее из состава хора и сделала солисткой.
После встречи с Александровым
В 1933 году художник П. Вильямс посоветовал режиссеру Г. В. Александрову сходить в Музыкальный театр В. И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова.
Режиссер последовал этому совету, пришел на спектакль и сразу же был пленен не только талантом актрисы, но и ее внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у режиссера после этого не осталось. По типажу актриса Орлова была человеком нового времени, энергичной, оптимистичной, обаятельной, весело и настойчиво шагающей в светлое настоящее и будущее.
Театровед и критик В. Вульф писал: «… Александров слепил ее именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у нее был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой черный парик и остается блондинкой — у нее половина головы черная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке».
Игра Орловой отличалась реалистической простотой, жизнерадостностью, лирической непосредственностью, умелым использованием таких средств выразительности, как сатирический гротеск, музыкальная буффонада и пр.
Новая сторона дарования Орловой раскрылась в фильме «Цирк» (1936), где она создала драматический образ американской цирковой актрисы Марион Диксон, тонко передав психологию героини.
После «Цирка» следующей значимой работой Г. Александрова стала музыкальная кинокомедия «Волга-Волга», где Орлова сыграла письмоносицу (почтальона) по прозвищу Стрелка. Чтобы вжиться в образ своей героини, актриса прочитала множество статей, посвященных сельским почтальонам, со многими из них вела переписку и сама несколько раз ходила с почтовой сумкой по квартирам. В апрельском номере газеты «Правда» за 1938 год, автор статьи «Хороший смех» Д. Заславский пишет, что Орловой «удается создать полный обаяния образ простой и милой девушки».
8 октября 1940 года на экран вышла комедия «Светлый путь», рассказывающая о жизненном пути рядовой советской девушки Тани Морозовой, которая проходит путь от домработницы до передовой ткачихи. Героини Орловой, ткачиха Таня Морозова и письмоносица Дуня — Стрелка из кинофильма «Волга-Волга» были как бы родными сестрами домработницы Анюты из «Веселых ребят», но лишь сестрами, а не двойниками. В каждой из этих ролей артистка нашла и донесла до зрителя характерные, индивидуальные черты своих героинь.
В кино Любовь Петровна предпочитала сниматься у своего мужа. Однако несколько раз актриса снялась у других режиссеров. Так, например, Орлова снялась в трех кинокартинах Григория Рошаля.
Во время Великой Отечественной войны и в последующие годы
Во время войны актриса выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском.
В Баку, в 1943 году, Григорием Александровым был снят фильм «Одна семья» (0+), где Орлова сыграла Катю Андриевскую, члена русской семьи, приветливо встретившей фронтовика-азербайджанца.
1 октября 1952 года на экран вышла очередная кинокартина Г. Александрова «Композитор Глинка» (6+). В этом кинофильме Орлова сыграла сестру композитора Людмилу Ивановну. Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Ю. Завадский на странице газеты «Вечерняя Москва» отзывался так: «Сдержанно, просто, искренне играет роль Людмилы Ивановны, сестры Глинки, Любовь Орлова. В ее исполнении — это верный друг великого композитора, ее самоотверженная забота о брате трогательна и заслуживает глубокого уважения».
Начиная с 1955 года, Орлова — актриса Театра имени Моссовета. Согласно воспоминаниям Евгения Стеблова, «Любовь Петровну Орлову в Московском академическом театре имени Моссовета все ласково за глаза называли Любочкой. Потому что скромнее и добрее человека в театре не было».
В 1974 году был снят последний фильм с участием актрисы «Скворец и Лира» (12+). Любовь Орлова скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы.
В отечественном кино, а также за его пределами Любовь Орлова создала практически безупречный образ. Благодаря подчеркнутой элегантности, умению выглядеть «по-голливудски» и казаться недостижимой, Орлова явно была чем-то большим, чем просто актрисой.
Она была настоящим кумиром поколения, а бесстрашные выступления Любови Орловой на фронтах во время Великой Отечественной войны лишь подчеркивали силу ее характера и любовь к Родине.