Папы и мамы планируют потратить сейчас на презенты сыновьям и дочерям «под елку» столько же, сколько и в 2016-м, - не более пяти тысяч рублей.
В преддверии Нового года у многих возникает насущный вопрос - что подарить родным и близким. Не исключение в этом смысле и родители, у которых, как говорится, болит голова насчет того, что положить под елку для детей. И вот стало известно, какие они купят презенты и сколько готовы потратить на это денег.
По результатам опроса, проведенного экспертами проекта Дети Mail.Ru, выяснилось, что книга - уже не самый лучший подарок, что родители сами ждут подарков от детей и что Дед Мороз скоро придет в гости лишь к каждой десятой российской семье.
Традиции, связанные с новогодними подарками, есть в 76% «ячеек общества». И абсолютное большинство (70 процентов) родителей кладет «кое-что» под елку. В каждой четвертой семье (23%) принято делать взаимные сюрпризы, а в каждой десятой в гости приглашают главный символ праздника - Деда Мороза. При этом 62 процента мам и пап хотят, чтобы их дети как можно дольше верили в сказочного дедушку.
- Дети дошкольного возраста (да и некоторые школьники) традиционно верят в Деда Мороза, - цитирует психолога Светлану Клюваеву пресс-служба медиапроектов Mail.Ru. - Для ребенка вера в чудо - это базовое приобретение, которое помогает ему в жизни. С возрастом, конечно, он понимает, что чуда нет, и разочаровывается, но это тоже часть его развития и взросления.
По ее мнению, «то, что родители раньше говорили про Деда Мороза, а потом оказывается, что его не существует, на систему доверия-недоверия никак не влияет».
- На нее влияет то, насколько стабильно родители выполняют свои обещания, - добавила специалист. - Если родители сказали, что Дед Мороз придет и принесет подарок, это должно случиться.
Итак, рейтинг наиболее популярных новогодних подарков в текущем году возглавляют развивающие игры и наборы для творчества - презентовать их детям планирует почти половина - 44% - респондентов (всего их было 17 150 человек). В первую тройку также вошли игрушки (35 процентов) и различная техника (22%).
Любопытно, что книги находятся в данном списке лишь на шестой позиции - их в качестве подарка выбрали 14 процентов родителей.
- Покупательская способность клиентов настолько снизилась, что большинство продавцов старается не увеличивать цены, - заверяет президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина. - Традиционное образование цен просто сломано: скидки и акции на подарки для детей идут уже практически весь год.
Она отмечает, что «есть только две категории, где цены растут: это подарки и игрушки до пятисот рублей и рынок игрушек-гаджетов - радиоуправляемых вертолетов, роботов».
- Что касается традиционных позиций, ни дополнительных скидок, ни появления новых товаров ждать не стоит, - заявила Цицулина. - Так что покупать подарки можно в любой момент: хоть сейчас, хоть прямо перед Новым годом. Исключение - относительно редкие игрушки. Например, радиоуправляемый вертолет определенного производителя в определенной комплектации. Покупкой таких подарков стоит озаботиться заранее.
65% пап и мам покупают подарки детям заранее. Как правило, последние получают несколько презентов (на праздниках в детском саду или школе, а также в различных кружках и секциях): сей факт отметили те же 65 процентов респондентов. Кроме того, в 69% семей дети тоже готовят подарки родителям.
Относительно того, должен ли презент стать неожиданностью для ребенка, мнения родителей разделились: по 48 процентов проголосовали за сюрприз и за соответствие подарка желанию ребенка. При этом 46% отметили, что подарок, прежде всего, должен быть полезным.
Что же касается расходов, то более половины опрошенных (54 процента) отметили, что они увеличились, хотя потратить на них родители планируют столько же, сколько и год назад, - не более пяти тысяч рублей.