ПВО против ВВС на СВО: кто сильнее и почему

В МИРЕОбсудить в телеграм
ПВО против ВВС на СВО: кто сильнее и почему

Вечное противостояние

Советский Союз после 1945 года и до самого своего распада всерьез ни с кем не воевал. И даже Афганистан был не «настоящей» войной, а содействием противопартизанским акциям  правительства ДРА. У душманов не имелось ни авиации, ни бронетехники, ни иного тяжелого оружия. Численность советского контингента была почти в пять раз меньше американского во Вьетнаме, при том, что территория Афганистана в три с половиной  раза больше Южного Вьетнама. СССР находился там десять лет – с 1979 по 1989, а США воевали с 1965 по 1972, семь лет, но советские  потери  составляли 14500 человек, а американские  - 54500, то есть различались почти в четыре раза. Иными словами, американские генералы забрасывали противника трупами своих солдат, а советские генералы собственную живую силу берегли  - вопреки расхожим мифам, и воевали не числом, а умением.

Но дело не в этом. В противостоянии Холодной войны, СССР выступал как «страна ПВО», а Америка – как «страна авиации».  Понятно, что формулировка условна, но, тем не менее, отражает суть дела. Советские самолеты над США не летали, тогда как американцы пытались это делать, пока в 1960 не сбили их самолет У-2 над Свердловском. В 1962 в Карибском кризисе У-2 был сбит советскими ПВО над Кубой. Период 1965-1975 (приблизительно) был ознаменован масштабным противостоянием образцов советского ПВО во Вьетнаме и на Ближнем Востоке (Египет, Сирия) и западной авиации, американской, израильской, французской. В Сирии эта борьба продолжалась до середины 80-х. Советские летчики и зенитчики несли боевую службу в Египте в 1970-1972, и в Сирии в начале 80-х. Так что специалисты получили колоссальный практический опыт, а разработчики оружия  - массу полезных сведений. Если поставить вопрос  - кто был самым востребованным советским военным зарубежом до 1991? – то ответ будет однозначным, представители ПВО. Они начали еще в 1950 в Китае, прикрывая Шанхай от гоминьдановцев с Тайваня, и в том же году продолжили в ходе корейской войны.

После распада СССР, как известно, мира не наступило, напротив, армия стала применяться куда чаще. Но в многочисленных конфликтах по периметру границ и внутри страны (обе чеченских войны) российское ПВО почти не задействовалось. У противника авиации не имелось или почти не имелось как у Грузии в 2008. Операции в Крыму в 2014 или в Сирии после 2015, также не видели реального применения ПВО. Несколько сбитых самодельных БПЛА сирийских исламистов не в счет. Это были кампании с однозначным преобладанием российской авиации – вопреки прежней традиции.

И вот в 2022 году наступила СВО. Она стала резким качественным скачком в применении военной техники и в тактике. И она же оказалась экзаменом по проверке работы авиации и систем ПВО на нынешнем этапе военного прогресса. У ВСУ нет сильной авиации, нет дальнобойных крылатых ракет, а те, что им поставляет Запад, поставщиком запрещено использовать по территории собственно России. Тем не менее, в зоне боевых действий и на новых территориях (Крым, Донбасс и т.д.) ВСУ авиацию применяют, как и крылатые ракеты, а по «старой» РФ работают собственными беспилотниками. Так что ПВО сегодня снова Россией востребована, причем так, как никогда прежде.

Под ударом – огромные территории. БПЛА только по московскому региону били не менее двадцати раз. Брянск, Курск, Белгород вообще уже сбились со счета налетов. Регулярно прилетает в Смоленск, Орел, Воронеж, Ростов, Тулу, недавно дотянулись до Тамбова и Волгограда, ранее залетали в Саратов, Рязань, Тверь, Сочи, Краснодар. Если брать куда более опасные крылатые ракеты, то они уже вынудили Черноморский флот оставить Севастополь, нанеся ему серьезный ущерб. Кроме того, регулярно «прилетает» по штабам, складам и прочим важным объектам в далеких тылах. Так что важность ПВО трудно переоценить.

Отметим первое обстоятельство. Зенитчики сегодня работают в первую очередь не по самолетам. Старое время, когда самолет доставлял бомбу или реактивный снаряд почти до цели, ушло безвозвратно. Плотность заградительного огня такова, что летательный аппарат будет почти гарантировано уничтожен. И российская авиация, и украинская, летают в собственном тылу либо над нейтральными водами в Черном море, откуда и осуществляют пуски. На территорию противника они не залетают.

Соответственно, основная работа ПВО идет по крылатым ракетам, реактивным снарядам (как из «Хаймарсов») и беспилотникам. В этом отличие от войн прежних лет. ПВО мы понимаем в самом широком смысле слова, не только радары и зенитные ракеты, но и системы РЭБ. Очень востребованным оказались системы «армейской ПВО», то есть работающие на ближней дистанции. Напротив, прославленные гиганты типа С-300, С-400 играют сравнительно скромную роль, по крайней мере, до последнего времени.

Широкая протяженность фронта, глубина проникновения украинских БПЛА обуславливают необходимость иметь очень широкую сеть прикрытия. Когда этим летом Москва почти через день подвергалась налетам, мэр Собянин поставил задачу за сутки создать новое кольцо ПВО вокруг столицы. С сентября налеты уменьшили свою интенсивность, что доказывает как эффективность выстроенной срочно обороны, так и недостаточность средств у ВСУ, их самодельные беспилотники несут мало взрывчатки, и в целом серьезной угрозы не представляют, а больше рассчитаны на психологический эффект, которого не случилось. Даже удар по Кремлю 3 мая в России мало кто заметил. Для ВСУ, наверное, было символично начать атаки на Москву именно с Кремля. Кстати, в июле-августе удары по Москва-Сити наносились по министерствам, там размещенным. Так что верховная власть, что называется, на себе почувствовала дыхание войны, и актуальность современного ПВО. Можно представить какие силы брошены на их ускоренное производство.

Что до авиации, то летом 2022-го шок от не подавленной ПВО стал одним из наиболее сильных чувств в военной блогосфере. После 24 февраля минобороны объявило, что вражеские системы ПВО уничтожены. Но реальность оказалась иной. Многие «эксперты» негодовали – как же так? Требовали снятий и громких отставок, предлагали свои рецепты по борьбе с противовоздушной обороной противника.

Но ничего не изменилось – ни в ту, ни в другую стороны; ВВС ВСУ к нам также залетать не осмеливаются. Выяснился другой секрет современной войны – авиация в прежнем виде использоваться не может. ПВО однозначно сильнее.  А выбить ее без массированного применения авиации невозможно. Получается замкнутый круг, прорвать который на нынешний момент еще не придумали как.  Это только в телекартинке эффектно получается – израильские самолеты бомбят Газу с разных позиций, ибо находятся в абсолютно безопасном положении ввиду полного отсутствия ПВО у противника. Тоже самое американские ВВС в Афганистане или Ираке. А если б они столкнулись с равным противником, с современной ПВО – посмотрели бы мы на них.

Поэтому самолеты и вертолеты и не залетают за запретную черту, и бьют из-за нее, вне переделов досягаемости ПВО противника. Разумеется, не все так однозначно  – российские ВВС и ПВО достают противника и за сотни километров от линии фронта. Но для этого надо долго целенаправленно охотиться, поджидать, выстраивать целую систему разведки и обратной связи. Впрочем, засады устраивают и ВСУ. Кроме того, российские силы активно работают по аэродромам противника, стараясь действовать на опережение, не допускать возможности их использования для дальних ударов.

Таким образом, в воздухе, как и на воде (смотри наш предыдущий текст) происходит смена парадигм. Как надводный флот показал в 2022-2023 свою полную уязвимость к ударам с воздуха и моря, и потому поставлена под вопрос целесообразность его сохранения в нынешнем виде, так и пилотируемая авиация нуждается в своем переосмыслении. Беспилотники, разумеется, ее не вытеснят, но и она в прежнем образе не сохранится. От авиации в нынешнюю кампанию ждали многого – начиная с полного уничтожения вражеского ПВО в первые же дни. Потом ожидали бомбежек железных дорог, уничтожения мостов через Днепр и т.д. Жизнь показала, что радужные надежды не воплощаются в реальность. Доставлять в тыл к противнику необходимое количество взрывчатки слишком дорого. Меняется вообще многое – и порядок использования танков и иной бронетехники, и высадки десанта (парашюты теперь уж точно будут оставлены в прошлом).

На сегодняшний момент можно установить следующее – в битве ПВО с авиацией выигрывает безоговорочно первая. Инициатива в ударах по противнику переходит к беспилотному оружию разного вида. Самолеты и вертолеты сегодня – «платформы», как принято выражаться, для пуска ракет и планируемых направляемых бомб  с безопасного расстояния. Но что последует далее, и не изобретут ли люди новых средств преодоления противовоздушной обороны – мы увидим в ходе продолжения СВО. Недаром она так рифмуется с ПВО.

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Голый Трамп взорвал Интернет: кто и как это сделал

В МИРЕ

В социальных сетях опубликовали фотографию якобы голого президента США.

Мигранты ежегодно выводят из России порядка 25 млрд долларов: в Госдуме предложили обложить эти средства налогом

ОБЩЕСТВО

Если применить ставку всего 3% и только к гражданам Узбекистана и Киргизии, это принесет России 45 млрд руб.

Почему в истоках состояния Трампа лежит труд проституток, и откуда у президента США болезненная тяга к роскоши

В МИРЕ

Все дело в истории семьи, узнав которую, можно лучше понять, кем является президент США, и откуда у него такие деньги.

Разительно-поразительный контраст: Лавров изящно «утёр» крокодиловы слезы Запада о судьбе Украины

ПОЛИТИКА

Министр иностранных дел привел «магию» цифр жертв военных конфликтов на Украине и в Палестине.