Если через 6-10 недель после появления симптомов эффективность иммунной защиты сильно падает, то в чем тогда смысл вакцинации?
Канадские иммунологи детально изучили процесс образования антител к коронавирусу и пришли к неутешительному выводу: у переболевших COVID-19 они пропадают через 6-10 недель после появления симптомов.
По оценке ученых, у врачей есть всего две недели для взятия плазмы переболевших пациентов на переливание тяжелым больным. Потом уровень антител в крови излечившихся падает настолько, что их плазма уже бесполезна, а сами они теоретически могут вновь заразиться.
Эффективность переливания плазмы переболевших коронавирусом тяжелобольным пока окончательно не доказана, но ретроспективные исследования с небольшим охватом вполне убедительно свидетельствуют о том, что антитела, выработанные организмом выздоровевшего человека, способны уменьшить тяжесть заболевания у других пациентов.
За рубежом даже появился термин «плазма выздоравливающих» — но теперь канадские ученые предупредили, что испытывать по этому поводу особый оптимизм не стоит: сроки передачи антител очень ограничены. Дело в том, что плазму нельзя брать, не убедившись, что COVID-19 полностью излечен. «Мы не хотим передать другим больным сам вирус — только антитела», — пояснил автор исследования, вирусолог Андрес Финци из Монреальского университета.
Предыдущие исследования показали, что антитела, не позволяющие вирусу SARS-CoV-2 «приклеиваться» к стенкам клеток и вторгаться в них, достигают пика концентрации в организме пациента через 2-3 недели после появления симптомов, но эффективность этой защиты снижается в последующие 4-6 недель.
Доктор Финци с коллегами наблюдали за 31 выздоравливающим от коронавируса пациентом, анализируя взятые у них с разницей в месяц образцы крови. Во всех изучаемых случаях уровни трех ключевых иммуноглобулинов, которые воздействуют на белковую оболочку коронавируса и не позволяют ему атаковать клетки, падают через 6-10 недель после появления симптомов. По мере их снижения уменьшался защитный потенциал организма — и, соответственно, польза донорской плазмы.
Эти тревожные данные могут оказаться актуальными и в вопросе вакцинации, ведь она тоже сводится к образованию антител. Если их «срок годности» так мал, то прививка, побочные эффекты которой пока толком не изучены из-за малой продолжительности использования, изрядно потеряет смысл.
Недавно «Единая Россия» провела социологическое исследование, в ходе которого выяснил, что 70% россиян не собираются вакцинироваться от коронавируса. Каждый четвертый предпочел бы сделать прививку отечественным препаратом, 13% — иностранным, а остальным неважно, где изготовлена вакцина, лишь бы она была эффективной.
Еще в июле 2020 года ученые Политехнического университета Гонконга предупредили, что из-за высокой мутагенности новый коронавирус увеличил свою заразность на треть. Декан медицинской школы HKU, профессор Габриэль Леунг считает, что SARS-CoV-2 постепенно адаптируется к человеческому организму, становясь все менее уязвимым для иммунной системы.
В середине июля специалисты лаборатории Института молекулярной и клеточной биологии (ИКМБ) СО РАН в Новосибирске обнаружили блокирующие коронавирус антитела.