Ради спасения экономики страны.
Массовые сокращения низкоквалифицированных сотрудников. Именно так, по мнению ряда экспертов, можно спасти российскую экономику, переживающую нелегкое время из-за пандемии коронавируса.
В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) смоделировали ситуацию, в которой российская экономика справляется с задачей правительства поднять рост ВВП до 3–3,5% в год. Согласно прогнозу ЦМАКП производительность труда специалистов (не бюджетников) должна вырасти на 5–6% в год, и выйти на общеевропейский уровень. Об этом рассказал изданию «Ведомости» руководитель направления «Макроэкономика» ЦМАКП Дмитрий Белоусов.
По мнению Белоусова, эту цель возможно достичь, только если скрытую безработицу в РФ сделать реальной, то есть произвести массовые сокращения низкоквалифицированных сотрудников.
«Из-за искусственного – и обусловленного понятными социальными причинами – сдерживания высвобождения занятых в России производительность труда в два – два с половиной раза отстает от уровня наиболее развитых и в полтора – от уровня менее развитых стран. – отмечает Белоусов. - Задачи по росту производительности труда и сохранению рабочих мест противоречат друг другу».
Аналитик уточняет, что сейчас правительство пытается решить эту задачу за счет развития информационных технологий. Таким образом, государство хочет усидеть на двух стульях сразу, и найти компромисс между высокой безработицей и повышением темпов экономического роста. Однако такая стратегия неперспективна, отмечают в ЦМАКП.
«Влияние этого сектора [информационных технологий] на экономический рост в перспективный период невелико – всего лишь 9% от прироста экономики, - подчеркивает Белоусов. – Единственный путь для ускорения экономического развития – не препятствовать увольнениям, а снять социальные ограничения на труд».
Под социальными ограничениями на труд аналитик подразумевает, прежде всего, возможность переобучения и бюджетное жилье для переезда к новому рабочему месту. Кроме того, для трудовой мобильности необходим некоторый запас финансовой прочности, иначе говоря, «заначка» на черный день.
То есть низкоквалифицированным рабочим необходимо переучиваться и искать новые, более специализированные рабочие места. В этой ситуации неизбежно должны измениться и сами производства – стать более эффективными. Подстроить уже имеющиеся производства под новые задачи не получится, предупреждает Белоусов. «Лучшее производство мотыг не компенсирует отсутствия экскаваторов», – отмечает эксперт.
«Цель по повышению производительности труда была поставлена еще в 2012 г., - напоминает директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. - Однако мы все еще в среднем по экономике в 5–6 раз отстаем по этому показателю от западных стран. В ряде отраслей отставание еще больше – на порядок». Эксперт отмечает, что сдерживающим фактором в России для производств является дефицит инвестиционных ресурсов, а также низкая конкуренция.
Ранее «Блокнот» сообщал о планах правительства сделать безработных предпринимателями. По задумке чиновников люди, лишившиеся работы, пройдут специальные обучающие курсы, после чего откроют свои стартапы, и будут себя и свои семьи обеспечивать самостоятельно. Единственное, что остается непонятным в этом плане – где безработные возьмут стартовый капитал на бизнес?
В прошлом месяце экономист Михаил Делягин озвучил прогноз по безработице в РФ – к новому году без работы останутся еще 15 млн человек.
Ранее о массовом сокращении рабочих мест говорил президент РФ Владимир Путин. На встрече с главой Карачаево-Черкесии он обозначил эту проблему как «достаточно высокий уровень безработицы».
Тем не менее, согласно соцопросам, россияне считают, что мы еще «не достигли дна»