Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, член комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности Дмитрий Горовцов (фракция «Справедливая Россия») дал критическую оценку ситуации, сложившейся в руководстве таможенной отраслью в России.
Дмитрий Горовцов в своем выступлении рассказал об участии группы депутатов в чрезвычайной конференции крупнейшего российского объединения грузоперевозчиков России, к деятельности которой причастны свыше двух млн. занятых. Грузоперевозчики обеспокоены действиями Федеральной таможенной службы, руководство которой отменило действие на территории России так называемой книжки МДП, которая представляет собой транзитную декларацию, позволяющую пересекать границы членам соответствующего международного соглашения. Соглашение по МДП эффективно уже на протяжении нескольких десятилетий.
Вместо книжки МДП введен некий новый наличный сбор на таможне, причем вводится сбор поэтапно в разных регионах, а не единовременно на всей территории страны, из-за чего возникают логистические сложности на границах. Уже 17 стран направили России свои протесты по поводу действия таможенников.
Дмитрий Горовцов направил по этому поводу официальный запрос в ФСБ.
Мотивы руководства ФТС, по мнению Горовцова, видны по практике работы РОСТЭК, структуры, в 10-е годы открыто созданной при ФТС. Согласно данным Счетной палата, в 2008-2009 годах по плану РОСТЭК должна была отчислить в бюджет России 12,3 млн. рублей, тогда как ее чистая прибыль за этот период составила 440 млн. рублей (более подробно о ситуации в ФТС см. здесь).
Происходящее показывает, считает Дмитрий Горовцов, что в системе исполнительной власти не отработаны механизмы оперативного реагирования на подобные инициативы руководства в отдельных отраслях. И несмотря на решение специального совещания, проведенного первым вице-премьером правительства Шуваловым, руководитель ФТС Бельянинов продолжает действовать во вред эффективной работе транспортно-логистической системы страны – поборы на таможне продолжаются.
Дмитрий Горовцов считает, что имеет место превышение власти федеральным чиновником, отсутствие контроля со стороны правительства за исполнением своих же решений и полное бездействие прокурорского надзора. На таможне, отметил депутат, нужно срочно начать реализовывать одну из идей Послания Президента – о создании при органах исполнительной власти общественных советов, которые должны играть роль экспертов и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции.
Однако при сегодняшнем руководителе ФТС Бельянинове подобный совет невозможен. Бельянинов игнорирует позицию Комитета ГД по транспорту, в Госдуме с момента своего назначения в 2006 году не был ни разу. Однако смысла в приглашении Бельянинова в Госдуму Комитет по транспорту не видит и считает, что проблемы в нынешнем руководстве российской таможни настолько глубоки, что, как образно выразился Дмитрий Горовцов, «лечение уже бесполезно, больной явно не операбелен».
Самое интересное: