Многие не возвращают долги, как они считают, из «принципиальных» соображений.
Общая задолженность по штрафам ГИБДД, которая находилась на взыскании у приставов в первом полугодии, превысила 18 миллиардов рублей. Такие данные содержатся в статистических материалах Федеральной службы судебных приставов РФ.
Всего в первой половине 2021 года у приставов находилось 21,7 млн исполнительных производств о взыскании автомобильных штрафов на общую сумму 18,3 млрд рублей. При этом средняя сумма долга по штрафам ГИБДД составила 843 рубля.
По информации ФССП, в 2021 году было возбуждено свыше 8 млн исполнительных производств, а общая сумма задолженности по ним превысила 7 млрд рублей. Должники по штрафам за нарушение ПДД выплатили 5,6 млрд рублей.
Минувшей весной Минюст России выступил с идеей ввести упрощенный порядок взыскания с автомобилистов штрафов за нарушения ПДД. По оценкам властей, необходимо автоматически снимать деньги с банковского счета в случаях фиксации нарушения фото- и видеокамерами. Отмечалось, что это может снять нагрузку с Федеральной службы судебных приставов.
По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, проблема неуплаты штрафов сегодня – колоссальная. «Стоит признать, что штрафы уже давно не воспринимаются автомобилистами как наказание. Скорее, это некая плата за проезд – как, например, оплата бензина, ОСАГО, транспортного налога. В итоге люди воспринимают штраф как товар или услугу. А в этом случае мы выбираем – стоит ли приобретать услугу или же нет. Вот на рынке видим помидоры за 600 рублей – эх, дорого. И выбираем подешевле – например, за 300 рублей. Так и в случае со штрафами – водители начинают выбирать, какие штрафы готовы оплачивать, а какие – нет», - пояснил «Блокноту» Травин. По его словам, зачастую автовладельцы не оплачивают штрафы просто потому, что у них нет на это денег.
Между тем, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин заявил «Блокноту», что теперь автомобилисты, не оплачивающие штрафы, будут все чаще и чаще сталкиваться со службой судебных приставов: «Все чаще будет применяться запрет на выезд из страны. Также с банковских карт россиян продолжат принудительно взыскивать денежные средства».
Напомним, весной Госдума приняла в третьем чтении поправки к КоАП, которые увеличат в пять раз штрафы за нарушения правил переезда железнодорожных путей. К тому же теперь на этот штраф перестанет действовать «скидка» 50% за своевременную оплату. Сейчас, если водитель заедет на ж/д пути при включенном красном светофоре или закрытом шлагбауме, его ждет штраф в размере 1 тысяча рублей. В некоторых случаях у нарушителя могут на три месяца отнять водительские права.
После того, как законопроект вступит в силу, водителям придется за такое нарушение расплатиться пятью тысячами рублей. Плюс ко всему, даже на штраф не будет действовать дисконт за оплату в течение 20 дней. Заплатить придется полную стоимость, без каких-либо «скидок».
Представитель одного из крупных коллекторских агентств ранее рассказал «Блокноту», что должники становятся все более «изворотливыми и продуманными». «Многие не возвращают долги, как они считают, из «принципиальных» соображений. Для этого готовы идти на многое. Например, известны случаи, когда человек, получивший дорожный штраф в Нижегородской области, специально в течение года не ездил туда, дожидаясь истечения срока давности, чтобы его не поймали местные гаишники. Один подмосковный коммерсант, проживавший в трехэтажном коттедже и годами не оплачивавший услуги ЖКХ, регулярно представлял справки о своем бедственном положении и наличии пяти детей», — рассказал собеседник. Он сообщил о другом случае, когда гражданин, который ездил каждый день на разных внедорожниках, судился с Госавтоинспекцией, чтобы не оплачивать 500-рублевый штраф: «Его вина была очевидна, но он писал жалобы, подавал апелляции, всячески затягивал разбирательство».