Федеральные власти на самом высоком уровне обратили внимание на разлив нефтепродуктов в Керченском проливе, который уже неделю безуспешно пытаются ликвидировать волонтёры.
Они жалуются на недостаток помощи от краевых властей и губернатора Кубани Вениамина Кондратьева. Тем временем, в акваториях Чёрного и Азовского морей, а также возле них, могут находиться еще 22 древних танкера типа «Волгонефть», аналогичных затонувшему.
«Масштаб экологической катастрофы в Чёрном море очень большой, потребуются дополнительные ресурсы для ликвидации её последствий», – заявил 24 декабря пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. И дал тем самым надежду, что федеральное руководство МЧС и сам Кремль активно включатся в ликвидацию последствий катастрофы. На то как они устраняются сейчас уже обратил внимание Следственный комитет РФ (СКР). Глава ведомства Александр Бастрыкин потребовал от подчиненных возбудить уголовное дело «после получения информации» о том, что применяемые местными властями меры явно недостаточны. «Уборка мазута в границах береговой линии осуществляется только неравнодушными гражданами, специальная техника для выполнения работ не выделена, вывоз отходов не организован», – заявили в пресс-службе СКР.
Вряд ли такие оценки далеки от истины. Разлив нефтепродуктов в Керченском проливе начался утром 15 декабря, когда у танкера «Волгонефть-212» 1969-го года выпуска переломился корпус на морских волнах. В море начал утекать мазут. Через полтора часа еще один, аналогичный танкер «Волгонефть-239» («молоденький», всего-то 1973-го года) получил схожие повреждения и сел на мель на юго-западе Таманского полуострова. На «Волгонефти-212» погиб один из членов экипажа, на втором танкере обошлось без жертв. Однако сотни тонн нефти в тот же день достигли российского черноморского побережья, буквально завалив на пляжи в районе Анапы.
На спасение побережья, а также местных зверей и птиц бросились волонтёры не только из Краснодарского края, но и со всей страны. В крупнейших телеграм-чатах, посвященных организации добровольцев, состоит более 50 тысяч человек. С первых дней остро не хватало в этом большом движении только одной важной детали – действенной помощи региональных властей. Волонтёры жаловались на отсутствие техники и действия местных сотрудников МЧС. Последние, якобы, вместо того чтобы активно помогать бороться с мазутом, записывали видеоролики с имитацией этой деятельности. А губернатор Кондратьев, как недовольно говорили волонтёры, зачем-то в первые дни отказался от федеральной помощи. В итоге получил вполне ожидаемый эффект – петиции Путину и десятки страшных видео. На которых труды волонтёров буквально съедает штормовое море: собранные людьми в мешки токсичные нефтепродукты просто никто не удосужился вывезти.
Нынешняя ситуация, не дай бог, но может оказаться только началом еще больших бед. «Волгонефть» – самый массовый советский танкер класса «река-море». Это такой вид судна, который, вообще-то, предназначен для речных перевозок, но может пройти некоторое расстояние и в очень спокойном море. Всего их было построено в СССР и Болгарии несколько десятков.
По данным российского Речного регистра, в стране числится 84 судна этого типа. Официально «на ходу» из них лишь 43. По подсчётам, которые журналист «Блокнота» провёл с помощью регистра и сервиса Marine traffic, минимум 22 «Волгонефти» прямо сейчас либо находятся в рейсах по Чёрному и Азовскому морям, либо находятся возле них – например на Дону или неподалёку от Волгодонского канала. Ещё 9 таких судов – на Балтике и в северо-западной России, 5 – на Каспийском море и на близких к нему участках Волги, еще 7 – в глубине российских рек, например в Самаре или Волгограде. Самое старое из находящихся в регистре судов этого типа спущено на воду в 1965-м году. Самое «юное», «Волгонефть-270», на линии с 1979-го. Некоторые эксперты указывают, что уже после 30 ноября корабли этой серии не должны были выходить в море. И сомневаются, что обслуживающие их компании имеют всё необходимое по закону для того, чтобы возить танкерами нефтепродукты. А список нужного по закону огромен – от боновых заграждений для уже разлившейся нефти до обученных с ними обращаться людей.
Как бы там ни было, из рук вон плохая ликвидация последствий катастрофы может иметь самые серьёзные политические последствия для краснодарских властей. Губернатор Кондратьев, к которому и без того копились вопросы из-за серии коррупционных скандалов в кубанской власти, допустил ещё и социальное возмущение. И даже протесты. В 2025-м году в Краснодарском крае должны состояться выборы губернатора. Теперь совсем не факт, что на них пойдёт именно действующий глава. Кремль не любит поставщиков плохих новостей.