Блокнот запускает цикл материалов о выдающихся соотечественниках.
Сергей Фёдорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в с. Белозёрка на Украине.
Его детство прошло в Ейске, чуть позже семья перебралась в Таганрог. Здесь юношу захватило драматическое искусство. Отец-инженер отговаривал сына от профессии актера, но Бондарчук с детства был волевым человеком – его решение связать жизнь с театром было непоколебимо. В 1938-м Сергей Федорович поступил в театральное училище Ростова-на-Дону, но вскоре вопрос получения образования пришлось отложить из-за начавшейся войны. Был призван в 1942-м, когда служил актёром Театра Красной армии в Грозном. Летом того года нацистские орды подошли к городу - Гитлер рвался захватить нефтяную столицу СССР. Но немцев остановили наши войска – в начальном этапе битвы за Кавказ принимал участие и Сергей Бондарчук. Позже их полк был переформирован в состав Донского фронта. С 19 октября по 8 декабря 1942 года в малой излучине Дона он сражался за Сталинград, принял участие в операции «Уран».
«Наверное, рано или поздно, но я все-таки пришел бы к картине о Великой Отечественной войне. Хотя бы потому, что сам принадлежу к поколению, которое война застала в расцвете сил, которое принимало в ней участие и отплатило жизнями своими за радость мирной жизни. Война до сих пор живет незаживающей раной в душе», - вспоминал Сергей Фёдорович.
В профессии ему сопутствовала счастливая звезда. Демобилизовавшись в 1946-м, Сергей Бондарчук поступил во ВГИК. По окончании заведения талантливого выпускника сразу приняли на работу в «Мосфильм» и в Театр-студию киноактера. Он дебютировал в картине «Молодая гвардия», но широкую известность получил после роли в фильме «Тарас Шевченко» 1951 года. Лента настолько понравилась Сталину, что тот велел присвоить молодой звезде звание Народного артиста СССР, минуя звание Заслуженного артиста.
Затем Бондарчука заинтересовала режиссура. В 1959-м он выпустил ленту «Судьба человека» по книге Михаила Шолохова. Зрители приняли фильм с восторгом, и с тех пор артист часто выступал одновременно постановщиком и актером кино.
Самой масштабной работой Сергея Бондарчука стало киноэпопея «Война и мир», которую он снимал 6 лет. Это одна из самых высокобюджетных лент в истории советского кинематографа. Кроме того, фильм прогремел на весь мир, благодаря новаторской панорамной съёмке полей сражений. До Бондарчука такого не делал никто. Его талант был закален огнём Великой Отечественной. Режиссёр знал не понаслышке, как выглядит бой, и даже в Голливуде его признали мастером батальных сцен в кино. В 1969 году, первым в СССР, Бондарчук получил «Оскар» за фильм «Война и мир».
Тут надо сказать, что грандиозная постановка Сергея Бондарчука была настоящей, а не экранной битвой, которую советский кинематограф выиграл у американского. Картина была частью идеологической схватки между Америкой и СССР. В середине 50-х в Штатах на экраны вышла весьма вольная трактовка романа Толстого, приведшая в бешенство советское руководство. На создание ленты, которая покажет настоящий русских дух, были брошены лучшие силы и несметные денежные средства (около $200 млн, по современному курсу).
Пожалуй, одним из главных фильмов советского кинематографа о Великой Отечественной можно назвать «Они сражались за Родину», который Бондарчук снял по роману Михаила Шолохова.
В фильме к 30-летию Победы, режиссёр собрал созвездие актёров-фронтовиков – поколение, прошедшее войну. Они сумели создать настоящий шедевр, оставляющий после просмотра неизгладимые впечатления.
Сын Сергея Федоровича - Фёдор Бондарчук, пошёл по стопам отца.
Бондарчук-младший снял такие фильмы, как «9 рота» и «Сталинград».