Силаев был последним из могикан советского правительства брежневского времени
Вслед за Кравчуком и Шушкевичем ушел из жизни еще один из руководителей того времени – Иван Силаев. На момент подписания Беловежского соглашения он фактически являлся союзным премьером, возглавляя Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. Но реально Силаев уже ничем не руководил – республики разбегались, его власть и полномочия сокращались с каждым днем. А его вчерашний шеф – Борис Ельцин – фактически выбил из-под него табуретку в Беловежье, лишив Силаева окончательно всех полномочий, чего он никогда президенту России простить не мог.
Силаев был последним из могикан советского правительства брежневского времени, после смерти в том году Евгения Козловского, министра геологии. Он стал главой министерства станкостроительной и инструментальной промышленности еще в 1980 году.
Карьера Силаева развивалась последовательно и довольно быстро. За семнадцать лет на авиастроительном заводе в Горьком он прошел путь от мастера до директора (с 1954 по 1971). Это говорит и о лидерских качествах, и об организаторских. Стать директором крупнейшего завода, одного из градообразующих предприятий Горького, в 41 год в брежневские времена, когда люди сидели на своих постах по нескольку десятков лет – говорит о многом.
В 1974 его уже перевели в Минавиапром заместителем министра, где министром был сталинский нарком Петр Дементьев, с соответствующим менталитетом. Но молодой Силаев и с ним сработался, и с его преемником. В 1980 году его неожиданно назначили министром станкостроения, перебросив в другое ведомство. Старый министр ушел на пенсию, считалось, что он отрасль завалил, и вытягивать министерство поставили человека со стороны – опять-таки свидетельство того, что Силаев себя зарекомендовал и в Москве. А через два месяца новый поворот – в Минавиапроме скоропостижно умирает начальник – Василий Казаков, и ему на смену возвращают в ведомство Силаева.
Под его началом оказывается целая империя заводов, КБ и НИИ по всему Союзу, он отвечал за выпуск всей линейки военных и гражданских самолетов и вертолетов. И не просто за сборку аппаратов, но и производство авиадвигателей, авионики, агрегатов управления. Кроме того, его ведомство как раз в это время выходило на финишную прямую с многоразовым космическим кораблем «Бураном»; поскольку тот представлял собой планер, то Минавиапром и отвечал за его разработку.
В 1985 новый премьер Николай Рыжков повысил Силаева до своего зама по машиностроению – тоже переход в новую сферу, поскольку до того он работал в сугубо оборонном ведомстве, входившем в знаменитую «девятку» министерств ВПК. На посту заместителя главы правительства Силаеву пришлось заниматься и ликвидацией Чернобыльской аварии.
К 1990 Силаев находился в непростом положении - перестройка пошла наперекосяк, дни рыжковского правительства были сочтены, экономика разваливалась стремительными темпами. Ему самому исполнилось уже шестьдесят, и он был явным кандидатом на вылет из правительства. Но вмешался в случай, в РСФСР начало формироваться новое правительство «демократов», которые провели на должность главы парламента Бориса Ельцина, а тот в свою очередь пригласил возглавить кабинет Силаева. Почему – не очень понятно до сих пор, никаким либерализмом и свободомыслием Иван Степанович не отличался, оппозиционером не был. Но, видимо, Ельцин понимал, что доверить правительству кому-то из митинговых демократов «с улицы» невозможно и чревато проблемами, а Силаев - опытный бюрократ, лично ему знакомый, с выходом на самый верх. К тому же лишенный напрочь каких-либо политических амбиций, так что будет послушным исполнителем его воли.
Примерно так и произошло. Силаев чуть больше года возглавлял первое российское реформаторское правительство, успехов никаких не снискал, но важную роль в переходный период выполнил, будучи чисто представительной фигурой без реальной власти. Когда дело дошло до реального перехвата власти у центра, Ельцин выдвинул в правительство Бурбулиса и Гайдара. А Силаев в августе 1991 года, после провала ГКЧП, перешел на место оказавшегося в тюрьме Валентина Павлова. Но всего на четыре месяца.
После роспуска СССР его отправили представителем в Брюссель. Но карьера, по сути, завершилась. Он прожил еще тридцать лет, но какой-либо роли не играл. От ельцинской семьи Силаев был далек, к олигархическим группам никаким не пристал, возглавлял различные общественные организации.
Иван Силаев был хорошим советским министром. Продолжайся жизнь прежним чередом, он мог бы руководить ведомством очень долго. Но ему не повезло – пришел Горбачев, наступила перестройка.
Силаева вроде бы и вознесло наверх, но ненадолго. Талантливый авиационный инженер явно оказался не на своем месте. Наступило время политиков или политиканов, а он не являлся ни тем, ни другим. Год он изображал реформатора, не будучи им ни в коей мере, вынужденный подстраиваться под случайных людей и демагогов, которые тогда задавали тон.
Но кое-какую лепту Силаев внес - он активно продвигал Сергея Шойгу, на тот момент никому неизвестного строителя из Сибири. Трижды Силаев выдвигал его на ответственные посты, в конце концов поставив его руководить Российским корпусом спасателей.